Работа пункта коррекционно-педагогической помощи на 2023/2024 учебный год
Уважаемые родители!
С новым учебным годом!
Хочется пожелать вам здоровья, терпения, любви к себе, своим детям и окружающим!
«Настала осень грустно и немного сладко,
От погруженья в новые мечты,
Я лист рябины положу закладкой
На ту страницу, где сбываются мечты»
Мы с уверенностью можем сказать, что каждый родитель желает видеть своего ребенка успешным. К сожалению, выявленные речевые нарушения затрудняют ему усваивать учебные предметы на более высоком уровне. Стрессовые ситуации и неудачи в учебной деятельности отражаются в личности ребенка, где в дальнейшем он подавляет свое стремление быть успешным. Поэтому для преодоления трудностей мы призываем родителей к совместному сотрудничеству с учителем-дефектологом.
Работа пункта коррекционно-педагогической помощи осуществляется в соответствии со статьей 15 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Постановлением Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи», методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь по организации и содержанию работы в пунктах коррекционно- педагогической помощи, инструктивно – методическим письмом «Об организации коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития при получении им дошкольного или общего среднего образования» на основании: решения Лиозненского исполнительного комитета об организации пункта коррекционно-педагогической помощи, заявлений законных представителей обучающихся и заключений государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Радуга» Лиозненского района, приказа руководителя ГУО «Базовая школа имени И.А.Авекова г.п. Лиозно» о зачислении (об отчислении) обучающихся в пункт (из пункта).
Основной целью деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи является оказание коррекционной педагогической помощи учащимся, осваивающим содержание образовательной программы, имеющие стойкие или временные трудности в их освоении. Система работы по оказанию коррекционно-педагогической помощи направлена на исправление (компенсацию) индивидуальных нарушений, исправление нарушений устной и письменной речи. Достижению поставленных задач способствуют игровые формы работы, подбор доступного занимательного материала, использование элементов современных технологий. Все это позволяет детям с особенностями речевого развития успешно овладевать учебными программами, чувствовать себя комфортно в школе.
Пункт коррекционно-педагогической помощи
Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель и родитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Эти знания дают возможность учителю вовремя обратить внимание на проблемы ребенка, посоветовать родителям обратиться к логопеду, но ни в коем случае не дают право самостоятельно делать заключение, тем самым, подвергая и ребенка, и родителей лишнему беспокойству, вполне возможно – и необоснованному.
Открытие ПКПП позволяет своевременно оказывать коррекционно-педагогическую помощь, что содействует повышению качества общего среднего образования.
С целью выявления нуждающихся в коррекционно- педагогической помощи ЦКРОиР совместно с учителем-дефектологом ПКПП проводится предварительное обследование детей (при наличии согласия родителей обучающихся и запроса руководителя учреждения образования). По итогам предварительного обследования выявляются обучающиеся, которые нуждаются в коррекционно- педагогической помощи. Учитель-дефектолог ПКПП сообщает родителям обучающихся о результатах предварительного обследования, проводит с ними разъяснительную работу о необходимости коррекционно- педагогической помощи и информирует их о процедуре психолого-медико-педагогического обследования в ЦКроиР для получения заключения с рекомендациями об оказании коррекционной педагогической помощи.
Зачисление в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании заключений ЦКРОиР( с указанием периода, в течение которого рекомендовано оказание коррекционной педагогической помощи обучающемуся с особенностями психофизического развития).
Занятия проводятся в кабинете №107, где помещение условно разделено на зоны: учебная, индивидуальная, игровая, дидактическая. Приобретен новый информационный стенд, к рабочему компьютеру проведен интернет. Запланированы консультации для родителей каждую 3 субботу следующего месяца. Индивидуальные консультации проводятся о мере возникновения вопросов, проблем.
Родители имеют право посещать занятия логопеда в течение всего периода обучения и могут слышать, оценивать и сравнивать речь собственного ребенка. На открытых занятиях ребенок демонстрирует определенные успехи. Принцип открытости обучения всегда увеличивает, усиливает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка.
Хочется отметить, что работа даже самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если родители дома не будут ежедневно заниматься с ребенком. Поэтому для детей с речевыми нарушениями ведется тетрадь взаимосвязи, в которой прописываются рекомендации учителя-дефектолога. Родителям необходимо организовать место с зеркалом и пять минут вместе с ребенком выполнить определенный комплекс упражнений. Такая сплоченная работа поможет гораздо быстрее исправить нарушения в речевом развитии
Занятия проводит учитель-дефектолог Масальская Мария Александровна в специальном кабинете, оборудованном всем необходимым для продуктивных и интересных занятий. Индивидуальные и групповые занятия проходят во второй половине дня, до или после уроков.
Отчисление из ПКПП осуществляется приказом директора учреждения образования на основании списка учащихся, составленного по результатам обследования детей учителем-дефектологом ПКПП и специалистами ЦКРОиР и утвержденного директором ЦКРОиР. Отчисление может осуществляться по следующим причинам:
- исправление нарушений физического и (или) психического развития;
- смена места жительства;
- перевод в иное учреждение образование;
Учителем-дефектологом проводятся коррекционные занятия индивидуально, с группой или подгруппой учащихся. Наполняемость группы составляет 5-6 человек, подгруппы 2-4 человека. Обследование и распределение по группам проводится учителем-дефектологом ПКПП в период с 1 по 15 сентября текущего учебного года.
Объём коррекционно-педагогической помощи, форму проведения занятий для каждого ребенка учитель-дефектолог определяет самостоятельно по результатам изучения индивидуально-типологических особенностей учащихся.
Занятия проводятся в период с 18 сентября 2023 г. по 25 мая 2024 г.
Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается директором учреждения образования. Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.
Продолжительность занятий:
групповых – 30-45 минут;
подгрупповых – 25-35 минут;
индивидуальных – 15 – 40 минут.
Периодичность посещения занятий обучающимися составляет 2-3 раза в неделю в зависимости от сложности дефекта, вида речевой патологии и этапа коррекции.
Задачи на 2023/2024 учебный год:
- Косметический ремонт кабинета коррекционно-педагогической работы (покраска пола, стульев);
- В рамках проекта «Доступная среда» устранение порогов в кабинете коррекционно – педагогической работы;
- Пополнение кабинета учебно-методической литературой, развивающими играми;
- Продолжить просветительскую работу с родителями через школьный сайт, индивидуальные консультации.
Развивающая среда кабинета коррекционно-педагогической помощи
Направления работы учителя–дефектолога
- Изучение индивидуальных особенностей детей
- Исправление или ослабление индивидуальных нарушений развития обучающихся
- Предупреждение вторичных нарушений
- Формирование общих способностей к учебной деятельности
- Повышение уровня мыслительных процессов
- Формирование познавательной мотивации
- Оказание консультативно-педагогической помощи педагогам и родителям
Работа пункта коррекционно-педагогической помощи
Система работы по оказанию коррекционной помощи направлена на исправление индивидуальных нарушений развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, активизацию познавательной деятельности, преодоление негативных особенностей, эмоционально- личностной сферы, нормализацию учебной деятельности учащихся.
Коррекционно-педагогическая помощь обучающимся оказывается в форме групповых (наполняемость 5-6 обучающихся), подгрупповых(2-4 обучающихся) и индивидуальных занятий с 16 сентября по 25 мая. Продолжительность занятий от 15-40 минут с периодичностью посещения 2-3 раза в неделю.
На протяжении всего учебного года планируется консультативная работа с педагогами и законными представителями обучающихся по вопросам обучения и воспитания ребенка, определение обучающихся по группам, подгруппам и индивидуальным занятиям.
Занятия по оказанию коррекционно-педагогической помощи проводятся в отдельном кабинете, где этом году проведен косметический ремонт. Помещение условно разделено на функциональные зоны: учебную, игровую, релаксационную, сенсорную, зону технических средств обучения, зону развития мелкой моторики, зону развития артикуляционной моторики и постановки звуков.
Коррекционно-развивающая среда включает:
Рабочее место учителя-дефектолога оборудовано необходимой мебелью для работы с документацией, методической литературой, компьютером с выходом в интернет.
Основное предназначение учебной зоны – организационное и методическое обеспечение из дидактического и раздаточного материала.
В зоне коррекции звукопроизношения проводится работа по развитию речевого дыхания, формированию артикуляционных укладов нарушенных звуков. Для осуществления данной работы имеется специально оборудованное место (большое зеркало и индивидуальные зеркала, парта на два посадочных места, дидактические пособия и зрительные опоры для проведения артикуляционной гимнастики).
Игровая зона способствует развитию двигательной активности детей и ритмопластики, ориентировке в схеме собственного тела. В этой зоне размещены перчаточные, конусные, верховые куклы.
Зона сенсорного опыта способствует обеспечению социального развития детей посредством формирования представлений о физических качествах предметов и явлений. Для оснащения использованы игры и пособия, способствующие развитию тактильной чувствительности пальцев рук, дидактические пособия для формирования представлений о форме, цвете, размере, величине, времени.
Информационный блок для удобства ознакомления расположен на стене Он оказывает консультативную помощь педагогическим работникам и законным представителями учащихся с ОПФР.
В кабинете имеются:
- персональный компьютер
- развивающие и дидактические игры («Чей силуэт?», «Умные игры», «Счетное лото» и т.д.)
- геометрический материал
- подвижный материал
- счетный материал
- конструкторы
- пазлы
- музыкальный диски со звуками природы, детскими песенками
- компьютерные развивающие игры («Веселая математика», «Азбука», «Баба Яга учится читать», «Учимся считать и логически рассуждать»)
- настольные развивающие игры
- пособия для развития мелкой моторики
- пальчиковые, перчаточные, конусные, верховые куклы
- природный материал (желуди, каштаны, крупы)
- картинки для автоматизации и дифференциации звуков
- разрезная, магнитная азбука
- плакаты по социально-бытовой ориентировке
- игровой материал по развитию речи, памяти, внимания, мышления
- альбомы для раскрашивания
- детская литература
- тренажер для глаз
Занятия организованы с соблюдением щадящего режима, обеспечением единства требований к ребенку и согласованностью воспитательных воздействий, чередованием учебной, трудовой деятельности и досуга,с учетом индивидуальных возможностей и потребностей ученика: дозирование учебного материала, доступность учебных заданий, профилактика состояния утомления (физкультминутки, физкультпаузы).
В кабинет приобретена методическая литература:
«Конспекты занятий для логопедов» по исправлению аграмматической дисграфии, акустической дисграфии, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза Е.В. Мазановой.
Альбомы с упражнениями «Учусь не путать звуки», «Учусь работать со словом» Е.В. Мазанова.
«Альбом для логопеда» по исследованию звукопроизношения О.Б. Иншакова.
Собраны материалы для консультаций с родителями, учителями начальных классов. Изготовлены дидактические и раздаточные материалы для детей: на развитие мелкой моторики, на автоматизацию звуков, на дифференциацию согласных.