ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ MINDMAPPING В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ НА I-III СТУПЕНЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ №1
ЛИНЕЙНЫЙ СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
С каждым годом количество информации, которое нам приходится обрабатывать, многократно возрастает. Необходимо не только быстро обучаться и изменяться в соответствии с новыми условиями, нужно еще уметь быстро и эффективно принимать решения, от которых будет зависеть дальнейшая жизнь. Но для того, чтобы быть эффективным, необходимо в совершенстве овладеть главным инструментом. Каким? Вашим мозгом!
Да-да, именно мозг является инструментом №1 для достижения успеха в жизни. Именно от его деятельности зависит то, кем мы являемся сейчас; от его использования зависит то, что мы имеем сегодня!
Как известно, наш мозг состоит из примерно 10 млрд. клеток, которые называются нейронами. Их количество в течение всей жизни не увеличивается, но может уменьшаться под воздействием сильных стрессов, травм и других неблагоприятных факторов. Но если количество нейронов не увеличивается с момента рождения человека, то где хранится и обрабатывается вся поступающая информация?
Каждый нейрон связан с другими огромным количеством связей-ответвлений, которые образуются в течение всей жизни человека. Чем интенсивнее информационная жизнь человека, тем больше количество таких связей между клетками головного мозга. Это количество изменяется в течение всей жизни человека. Причем, чем интенсивнее его интеллектуальная жизнь, тем больше таких связей создается, тем более развит мозг человека и, соответственно, сам человек.
Вся информация, которая распределена в мозгу, ассоциативно передается между нейронами со скоростью электрического тока, и чем больше количество таких связей — тем более способен мозг к восприятию новой информации.
Подавляющее количество информации, которое мы усваиваем, передается нам в так называемой линейной (последовательной) форме: книжные тексты, рабочие документы, лекционные конспекты… При этом, чем более последовательно и логично предоставляется информация, тем она легче для усвоения и понимания… Так принято в нашей культуре. Но работает ли наш мозг линейно, последовательно и структурировано? Можете ли Вы назвать хоть одного человека, который при обдумывании какой-либо проблемы мыслил бы последовательно от первого пункта ко второму, от второго – к третьему и так далее? Вряд ли Вы встречали подобных людей.
Кроме этого, следует заметить, что свыше 95% всех записей конспекта делается одним цветом (обычно черным, синим или фиолетовым), или, образно говоря, “монотонно”. Слово же “монотонный” нередко является синонимом к слову “скучный”.
И как же ведет себя мозг, когда ему “скучно”? Все просто, он теряет связь с окружающим: выключается или “засыпает”. Таким образом, 95% грамотного населения мира ведут конспектирование таким образом, что наводят на самих себя скуку, а то и ввергают себя в “спящее” состояние.
Итак, учитывая вышесказанное, выделим четыре основных недостатка обычного конспектирования.
1. Теряются ключевые слова
Важные идеи получают выражение посредством ключевых слов – обычно существительных или глаголов, которые предоставляют нашему мышлению необходимые ассоциации, когда мы что-то читаем или слушаем. В традиционных конспектах ключевые слова нередко встречаются на разных страницах и теряются в массе менее важных слов. В итоге затрудняется формирование необходимых ассоциаций, связывающих ключевые понятия, концепты.
2. Информацию трудно запомнить
Традиционные одноцветные конспекты в буквальном смысле не радуют глаз, наводят скуку. Содержащаяся в них информация в итоге оказывается нередко обреченной на забвение.
Кроме того, традиционные конспекты часто построены в виде бесконечных однообразных перечней пунктов. Именно это однообразие приводит к тому, что мозг теряет остроту восприятия, подобным образом страдает и память.
3. Теряется много времени
Традиционное конспектирование ведет к неоправданным потерям времени, а именно:
• записывается много ненужной информации;
• теряется время на прочтение впоследствии этой ненужной информации;
• теряется время на повторное прочтение информации;
• теряется время на поиск ключевых слов.
4. Не обеспечивается стимулирование творческих сил мозга
По своей природе линейное представление информации не обеспечивает должной свободы формирования ассоциаций, мешая творческому подходу к обработке информации и эффективному запоминанию. Кроме того, особенно имея дело с конспектами, построенными в виде перечней пунктов, мозг оказывается в плену ощущения, что в какой-то момент вся информация оказывается исчерпанной, а дело, таким образом, законченным.
Каковы же последствия традиционного конспектирования для нашего мозга?
Постоянное использование неэффективных традиционных систем конспектирования имеет ряд негативных последствий для нашего мозга.
• Снижается способность к концентрации как результат вполне объяснимой реакции мозга на ненадлежащее с ним обращение.
• Мы приобретаем привычку тратить впустую много времени, разбирая собственные конспекты, ведя, по сути, конспектирование поверх конспектирования, пытаясь добраться до ускользающей от нас сути того, что изучаем.
• Мы переживаем потерю уверенности в собственных ментальных способностях и в самих себе.
• Мы теряем тягу к знаниям, столь свойственную малым детям, а также тем, кто имел счастье научиться, как следует правильно учиться.
• Мы страдаем от скуки и разочарования в учебе.
• Чем больше мы работаем, тем меньше продвигаемся вперед, поскольку, сами того не ведая, мы действуем наперекор собственной ментальной природе.
Одной из причин этого является то, что ментальные способности, связанные с левым и правым полушариями нашего мозга, не в состоянии взаимодействовать друг с другом таким образом, чтобы автоматически обеспечивалось полное ментальное развитие человека. Напротив, мы сами связали наш мозг по рукам и ногам системой записи информации, которая, по сути, способствует ее скорейшему забыванию!
А теперь попробуйте переключиться и вспомнить, что происходит, когда Вы наслаждаетесь ароматом цветов? Сколько приятных ощущений и ассоциаций может вызвать у Вас благоухание нежного жасмина?...или тонкий запах весенней сирени?...
Думаю, у всех сейчас начали возникать определенные образы, связанные с этими ароматами)))
А теперь попробуем разобраться…
Когда мы воспринимаем поступающую информацию, в нашем мозгу задействуются все многочисленные нейронные связи, чтобы помочь нам сформировать в голове некий образ. К примеру, мы можем легко представить океан, лишь услышав шум его волн, потом наши мысли могут медленно перейти от одного образа к другому, все больше расширяя картинку в голове. И вот мы уже видим песчаный берег, белую пену и зеленые пальмы, на которых висят спелые кокосы. Из всего этого следует, что по своей природе наше мышление - ассоциативно. В свою очередь, ассоциациями можно назвать своеобразные крючки, с помощью которых отдельные слова (образы, мысли) притягивают другие.
Ваши ассоциации к слову солнце…
Итак, “солнце” может вызывать у нас огромное множество новых понятий. И, что самое важное, у каждого из Вас свой набор ассоциаций. Теперь возьмем любое слово из имеющихся ассоциаций, которые мы подобрали к слову “солнце”, и попробуем создать новые “крючки” уже к нему. Например, к слову “лето”…
Получается, что каждая ассоциация рождает цепочки новых ассоциаций. Именно так и работает наш мозг: мысли свободно парят от одной ассоциации к другой.
Язык слов в язык образов и впечатлений более понятен нашему мозгу и гораздо легче воспринимается.
Теперь становится понятно, почему мы не можем мыслить линейно, особенно в непонятных ситуациях. Наши мысли «прыгают» с одной на другую, и мы в следующий момент времени совершенно неожиданно для нас думаем уже о чем-то другом.
Рассмотрим работу мозга глубже.
Ни для кого не секрет, что разные полушария мозга выполняют разные функции. Взгляните на рисунок, на котором отображены “ментальные (умственные) способности” левого (”логического”) и правого (”творческого”) полушарий мозга.
А теперь спросите себя: “Какие из перечисленных ментальных способностей я использую в своей работе?”. Например, при изучении нового материала, планировании, принятии решений или при подготовке к предстоящему занятию.
Опыт показывает, что подавляющее большинство людей используют преимущественно левополушарные ментальные способности.
Пользуемся ли мы в нашей обычной жизни творческими возможностями правого полушария? Ответ прост. Конечно, да. Причем все без исключения.
Представьте себе следующую ситуацию. Вы пытаетесь объяснить собеседнику что-то достаточно сложное или информационно емкое (путь к библиотеке), и это никак не удается сделать на словах, а рядом оказывается ручка и лист бумаги. Что Вы сделаете? 100% из тех, кому автор задавал этот вопрос, ответили однозначно: «Начнем рисовать». Причем часто даже сами не представляя, что будет нарисовано в итоге, — просто начинаем рисовать. Почему? Потому что во многих ситуациях этот шаг позволяет существенно быстрее найти общий язык и донести нужные мысли.
Или вот еще вопрос: что Вы делаете, когда разговариваете по телефону на какую-то неприятную или сложную тему, а рядом лежит та же самая ручка с листом бумаги? Большинство отвечают: «Ну, рисуем что-то». Но зачем? Ведь тот, с кем мы разговариваем, нас не видит. Ответ прост. Мы рисуем для того, чтобы подключить к продумыванию лучших вариантов ответа творческие зоны правого полушария мозга и тем самым задействовать больший объем коры головного мозга, что увеличит количество возможных вариантов ответов и повысит их оригинальность.
А теперь попытайтесь вспомнить точные почтовые адреса, например, ул. Профсоюзная, д. 33, кв. 147?
(Напишите эти адреса, только не используя справочники и блокноты).
Исследования показали, что большинство респондентов может назвать не более 10 точных адресов.
А сколько Вы сможете вспомнить адресов визуально, где Вы когда-либо были, чтобы добраться туда при необходимости (например, здесь за храмом повернуть налево, потом на развилке направо и во дворе третий подъезд, полированная черная дверь)? Количество таких адресов невозможно сосчитать, и стоит большинству людей оказаться в месте, где они уже когда-то были, они сразу вспомнят, как и куда оттуда выходить. На этом примере также можно увидеть, как работает левое полушарие (физическое запоминание адресов) и правое полушарие (пространственное запоминание).
Вокруг нас существует огромное количество примеров, в которых работает мозговая кора нашего правого полушария.
Пожалуй, одним из наиболее ярких примеров визуализации можно назвать всем известный светофор. Знаете, почему красный цвет выбран в качестве запрещающего? Потому что наш мозг воспринимает его быстрее любого другого. А зеленый цвет воспринимается дольше других цветов, что очень важно перед тем, как переходить дорогу: будет время хорошенько подумать и осмотреться. Именно поэтому мы, находясь на природе среди зеленых деревьев, расслабляемся. Зеленый цвет «затормаживает» наше внимание. Современным новшеством в светофорах стало применение специальных знаков, показывающих, что надо идти или стоять.
Кстати, представьте, если бы на светофоре вместо цветов были бы простые надписи: красный, желтый, зеленый.
И все эти надписи зажигались бы одним цветом, например, синим. Как бы вы стали ориентироваться?
Большинство респондентов ответило на этот вопрос — по порядковому расположению: горит верхний сигнал — стой, горит нижний — иди. Видите, даже здесь мы подключаем к работе более быстрое правое полушарие.
А теперь давайте проверим, какое из Ваших полушарий является доминирующим?
Для начала сплетите пальцы рук в замок.
Если вверху остался большой палец левой руки, то напишите на листе бумаги букву «Л». Если большой палец правой руки — «П».
Теперь представьте, что целитесь в дальнюю мишень.
Если Вы пользуетесь при этом левым глазом, а правый прищуриваете, то напишите букву «Л», если наоборот — «П».
Следующее задание - сложите руки на груди.
Если кисть левой руки будет лежать сверху, то напишите «Л», если правой руки, то «П».
Ну и на последок, похлопайте в ладоши.
Если активнее при этом левая ладонь, то ставьте букву «Л», если правая, то «П».
Результаты
А теперь просмотрите результаты теста...
ПППП — вы 100% правша. В жизни ориентируетесь на стереотипы. Консервативны, неконфликтны.
ПППЛ — ваша яркая черта — нерешительность.
ППЛП — вас отличает артистизм, вы умеете кокетничать, шутить. Решительный человек.
ППЛЛ — мягкий характер, отличное чувство юмора, стремление к развитию.
ПЛПП — аналитический склад ума. Свойственна мягкость в общении, осторожность, холодность, неторопливость.
ПЛПЛ — редкое сочетание. Подверженность влиянию людей, беззащитность.
ЛППП — общительность, дружелюбие, коммуникабельность, эмоциональность, подверженность влиянию окружающих людей. Не достает настойчивости и упорства.
ЛППЛ — наивность, доверчивость, отзывчивость, мягкость и умение идти на компромисс.
ЛЛПП — проста, дружелюбие, склонность к самоанализу, разбросанность в интересах.
ЛЛПЛ — простодушие, щедрость, склонность к самопожертвованию.
ЛЛЛП — активность, энергичность, уверенность, решительность.
ЛЛЛЛ — 100% левша. Нестандартное мышление, креативность, ярко выраженные творческие способности, выраженный индивидуализм, эгоизм.
ЛПЛП — сильный тип характера. Упорство, настойчивость, решительность. Человеку сложно уступать и он почти никогда не меняет своего решения и точки зрения.
ЛПЛЛ — сложно заводить друзей, любовь к одиночеству, склонность к самоанализу, решительность, сила духа.
ПЛЛП — легкий характер, умение все решить мирными путем, бесконфликтность, общительность и большой разброс в интересах.
ПЛЛЛ — стремление к независимости, непостоянство, самостоятельность.
Итак, определив доминирующее полушарие головного мозга, встает вопрос, существует ли такой метод представления информации, при котором оба полушария головного мозга могли бы эффективно работать в одно время? На этот вопрос Вы узнаете ответ в следующей лекции.
ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ №2
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ
Однажды британский второкурсник Тони Бьюзен искал в университетской библиотеке книги об эффективном использовании способностей мозга. Ему предстояло справиться с огромным количеством учебного материала, и он хотел узнать, как такие функции мозга, как запоминание, восприятие и анализ, могут быть наилучшим образом использованы в учебном процессе. Ему посоветовали обратиться в отдел медицинской литературы. В ответ на слова о том, что он не хочет делать операции на мозге, а только хочет научиться правильно его использовать, библиотекарь ему сказала, что таких книг не существует. Это и стало толчком для Бьюзена. Он все-таки пошел в отдел медицинской литературы, нашел книги по физиологии мозга, и тщательно изучив опыт мышления лучших умов человечества, таких как Леонадро да Винчи, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Джеймс Джойс, пришел к выводу, что эти гении максимально использовали все ментальные способности своего мозга. Соединив опыт, накопленный лучшими умами человечества с достижениями современной психологии в области памяти и мышления, Бьюзен разработал технологию мышления и запоминания информации, которую он назвал ”mindmaps” (“майндмэпс” – “ментальная карта”). В ее основе Тони Бьюзен предложил фиксировать информацию не линейно, как это принято в большинстве случаев, а ассоциативно, связывая мысли друг с другом в пространстве, справедливо предложив, что такая форма будет самой удобной для восприятия, так как мозгу нужно будет провести минимум работы по созданию образа, то есть понимания информации.
А это значит, что информация, представленная в виде таких карт, будет восприниматься быстрее, эффективнее, так как это соответствует естественной ассоциативной природе нашего мышления. Другими словами, ”mindmaps”отражают радиантную структуру мышления - и в этом главный секрет ее эффективности.
Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: «Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, то есть базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты»».
Можно сказать, что составляя такие карты, любая информация графически визуализируется в виде дерева, где стволом является центральный образ (основная идея, мысль, слово), от которого ветвями расходится огромное множество ассоциаций. Каждая ветка – это отдельное направление или мысль, которую развивает человек. Каждая новая ассоциация дает импульс для рождения другого ассоциативного процесса. Чем тоньше участок ветви, тем более новым, свежим или детальным он является по отношению к основному понятию.
Для обозначения основных идей лучше всего уделять особое внимание простому рисованию. Ведь благодаря рисункам в головном мозге задействуется одновременно несколько кортикальных способностей, что помогает нам быстрее воспринимать и запоминать поступающую информацию.
Обращаясь к рисункам, стоит отметить, что об их значении в жизни человека известно уже давно. Еще задолго до появления письма наши предки рисовали на стенах графические знаки, пытаясь сообщить важную информацию другим поколениям. И до сих пор мы сталкиваемся с такими символами и рисунками в нашей повседневной жизни. Вспомним, к примеру, такие понятия как пиктограмма, символ, идеограмма, эмблема, знак, логотип. Все эти понятия являются вариативными графическими изображениями определенной информации. Именно благодаря им мы намного легче и быстрее воспринимаем доносящуюся до нас информацию.
Мы уже рассматривали пример со светофором, а теперь представим свой рабочий стол на экране компьютера. Только вообразите, как он мог бы выглядеть, если бы все значки и иконки были написаны обычным печатным текстом?! Легко ли было бы Вам работать с таким потоком информации? Думаю, нет. Конечно, здесь возникает вопрос – можно ли отобразить в виде рисунка не просто отдельные слова, а словосочетания или даже предложения?
Конечно, для работы со всем объемом поступающей информации, одним рисованием, к сожалению, не обойтись… и помогут нам в решении этой проблемы “интеллект-карты”.
Обратимся к терминологии.
До сих пор нет единого общепринятого перевода на русский язык английского “mindmaps”. Буквально слово “mind” означает “ум”, а слово “maps” – “карты”. В итоге получаются “карты ума”, что допускает весьма вольную трактовку из-за чрезвычайно широкого спектра значений слова “ум”. Существуют и другие варианты этого понятия: карты ума, умные карты, карты сознания, карты мышления, интеллектуальные карты и т.д. В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин “интеллект-карты”, которым мы и будем пользоваться в дальнейшем, хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций.
Что же означает само понятие?
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА — это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать их. Проще говоря, это графическое выражение процесса ассоциативного мышления. Суть этой методики в визуализации – сопровождении мыслительного процесса рисованием блок-схем и символов, которые фиксируют мысли, заключения и переходы между ними.
Итак, ментальная карта - это мощный графический метод, помогающий лучше использовать возможности мозга, поскольку позволяет:
- объединить всю информацию воедино,
- отобразить взаимосвязи,
- визуализировать мысли.
Такие карты имеют следующие отличительные свойства:
- Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
- Привлекательность. Хорошая карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
- Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
- Своевременность. Карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
- Творчество. Она стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
- Возможность пересмотра. Пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Следует также обратить внимание, что на сегодняшний день интеллект-карты принято разделять по нескольким типам:
- Стандартные карты – это множество классических интеллект-карт, служащих для усвоения знаний, записи идей и раскрытия собственной индивидуальности;
- Скоростные карты или карты молнии – эти карты стимулируют умственные процессы. К примеру, картой может стать краткий конспект к выступлению;
- Мастер карты – это весьма объемные карты к целой области знаний, например, по темам одной четверти.
- Мега карты – это связанные друг с другом карты. Центральная карта с относительно малым количеством уровней связана с последующими картами, в которых представлены детали или дополнительные аспекты. Пример, годовое планирование.
Кроме этого существуют также и различные варианты интеллект - карт:
«Рыбий скелет». Этот вариант отличается прямыми линиями в виде лучей.
«Вилы». Рисунок в виде вил образуется ветвями, расположенными под небольшим углом друг под другом.
Концепт карты – сеть понятий, непривязанных строго к одной центральной теме, она упорядочивает понятия относительно друг друга. При этом связи именуются четко.
Интеллект-карта позволяет эффективно структурировать и обрабатывать информацию, а также мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Анализ современных исследований в области педагогики показывает, что интеллект-карты имеют достаточно высокий образовательный потенциал, их применение может значительно повысить эффективность и продуктивность изучения нового материала.
Рассмотрим основные достоинства использования данного метода в образовательном процессе:
- быстрый и полный обзор большой темы (проблемы, предмета);
- планирование события, мероприятия, стратегии и проекта;
- демонстрация большого количества информации (разнообразных данных) на одном листе;
- стимулирование воображения и решение проблем посредством разработки новых путей;
- повышение результативности и эффективности процесса обучения;
- превосходный инструмент для раздумывания и запоминания;
- эффективная экономия времени;
- раскрепощение мышления;
- повышение продуктивности.
Интеллект-карта дает возможность наглядно представить весь изучаемый материал. Внимание учащихся концентрируется на отдельных, наиболее трудных вопросах.
Более слабые дети могут при устном ответе опираться на карту, сильные учащиеся запоминают всю необходимую информацию в процессе подготовки.
Использование интеллект-карт в образовательном процессе позволяет усваивать новую информацию интегрированным, организованным способом, поэтому восприятие новых знаний происходит легче и в большом объеме. Учащиеся в процессе составления карт постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации, проникают в глубь данной информации и анализируют ее. Следовательно, интеллект-карты можно рассматривать не только как инструмент структурирования и запоминания учебного материала, но и как технологию развития логического и творческого мышления.
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ
Конспектирование, аннотирование
- создание ясных и понятных конспектов урока, прочитанной статьи, текста;
- проведение занятий (на всех этапах урока: изучение, обобщение, закрепление) в виде опорной схемы, например:
при введении новой темы можно задать в начале учебного занятия вопрос: Какие ассоциации у вас появляются при слове «школа»… «Лондон»…«осень»? затем зарисовать или записать на доске основные ассоциации, и далее при помощи наводящих вопросов продолжить дополнять ветки карты, все больше раскрывая основную тему;
при закреплении изученного материала предложить восстановить карту по теме при помощи рисунков (к примеру, дикие и домашние животные – учащиеся должны подобрать соответствующие изображения);
- на этапе контроля знаний – создание карты по пройденной теме;
- написание рефератов, докладов, выступлений.
|
Запоминание
- подготовка к экзаменам;
- заучивание стихотворения или правила;
- запоминание большого объема информации
|
Презентации
- сопровождение выступления на совещаниях и родительских собраниях
|
Планирование
- план на день, неделю, месяц, год;
- разработка сложных проектов;
- схема доклада, опыта профессиональной деятельности
|
Мозговой штурм
- генерация новых идей, творчество;
- коллективное решение сложных задач
|
Принятие решений
- четкое видение всех «за» и «против»;
- более взвешенное и продуманное решение
|
Важным условием в работе с интеллект-картой является постоянное включение ее в работу.
Следует отметить, что карты можно использовать не только при изучении разных тем, но и на любом уровне обучения.
Как известно, на начальной ступени общего среднего образования, учитывая психофизиологические особенности младших школьников, целесообразно проводить интегративные занятия, которые характеризуются объединением учебной деятельности с иными значимыми для данного возраста видами деятельности. В этом случаи, положительных результатов можно добиться при помощи применения интеллект-карт как инструмента для творческого развития учащихся.
Учитель может подготовить карту до начала учебного занятия, к примеру, с названиями съедобных грибов, а затем дать задание учащимся - дополнить карту готовыми картинками или дорисовать при помощи цветных карандашей.
Кроме этого, учитель может предложить учащимся для полного обзора большой темы собрать карту - пазл, детали которой они могут закреплять магнитами на флипчарте, чтобы в дальнейшем иметь возможность выделить цветом главные идеи. Таким образом, интеллект-карта способствует повышению мотивации к изучению учебного предмета и создает благоприятные условия для усвоения материала.
Важно в этом возрасте включать работу с картами постепенно, начиная с готовых вариантов, затем плавно переходить к составлению совместной карты, используя работу в группе или парах, и лишь потом вводить ее в качестве домашнего задания.
На II ступени интеллект-карта может стать отличным способом для творческого самовыражения учащихся. Ведь благодаря активному осмыслению учебного материала в процессе создания собственных карт у учащихся развивается креативное мышление, которое помогает им иначе взглянуть на решение учебных задач.
К примеру, учитель может предложить учащимся во время занятия поразмышлять на тему «Головоногие моллюски», а для поиска интересных идей использовать метод «мозгового штурма».
В старших классах на работу учащихся может положительно повлиять использование компьютерных программ для построения интеллект-карт.
При использовании интеллект-карт на уроке целесообразно руководствоваться следующими правилами:
- Охватывать посредством интеллект-карты весь учебный материал, относящийся к рассматриваемой теме;
- Соблюдать структурно-смысловое единство материала, изучаемого на учебном занятии и выносимого для самостоятельного изучения;
- Последовательно развертывать основную интеллект-карту;
- Оптимизировать размеры и количество изображенных на карте элементов и связей в соответствии с возможностью их восприятия и усвоения;
- Детализировать ветви основной интеллект-карты посредством дополнительных изображений.
Данный метод дает возможность учителю:
- повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность учащихся;
- развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности;
- активизировать самостоятельную деятельность;
- изучать личность учащихся, выявлять причины их когнитивных затруднений;
- корректировать знания.
Главное достоинство метода - его универсальность. Методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована педагогами разных предметных областей.
ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ №3
ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ
ТРИ «П» ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ
Во многих древних, особенно восточных, культурах учителя обычно давали своим ученикам всего три основных указания: «повинуйся», «помогай»и «спорь».
Каждое из них характеризовало конкретную стадию обучения.
«Повинуйся» означало, что от ученика требовалось просто повторять за учителем, имитировать его, по мере необходимости прося разъяснить непонятые места. Другие, более отвлечённые вопросы требовалось откладывать до наступления следующей стадии.
Указание «помогай» относилось ко второй стадии, на которой ученик, получив базовые знания и умения, начинал консолидировать и обобщать информацию путем постановки соответствующих вопросов и получения ответов на них с помощью учителя. На данной стадии от ученика требовалось помогать учителю, будь то в теоретизировании или в практическом творчестве.
«Спорь» означало, что ученик, постигнув в совершенстве все, что мог преподать ему учитель, принимал эстафету духовного совершенствования. Иными словами, от ученика требовалось теперь использовать знания своего учителя как основу, на которой он мог строить новые теории и доказательства, становясь, таким образом, учителем для следующего поколения.
В теории интеллект-карт эквивалентами названных указаний являются три «П», предложенные Тони Бьюзеном: «принимай», «применяй», «приспосабливай».
«Принимай»означает, что на первом этапе от Вас требуется забыть какие бы то ни было предубеждения относительно ограниченности своих ментальных возможностей и строго следовать рекомендациям по составлению карт, воспроизводя предлагаемые учебные примеры с максимальной точностью.
«Применяй»относится ко второму этапу, когда Вы полностью усвоили базовый материал. На этом этапе необходимо, чтобы Вы:
составили не менее 100 карт, применяя рекомендации, вырабатывая и оттачивая собственный стиль и экспериментируя с интеллект-картами различных видов. Если Вам требуется письменно излагать информацию, применяйте карты до тех пор, пока не почувствуете, что они стали для Вас совершенно естественным способом организации мыслей.
«Приспосабливай»относится к последующему непрерывному совершенствованию Ваших навыков работы с картами. После того как Вы составите несколько сотен интеллект-карт, Вам, возможно, захочется поэкспериментировать с формой карты, приспособив ее к Вашим возросшим запросам.
Удобнее всего объяснить правила построения интеллект-карт с помощью... самой карты.
Прокомментируем более подробно представленную карту и выделим основные правила ее построения.
Главное!
Начинайте с центра. Начинать создавать карту необходимо с центра листа (формат бумаги А3\А4), расположенного горизонтально. В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект-карты. Рисуем рисунок или записываем ключевое слово, отображающее основную тему.
К примеру, мы рассматриваем вариант интеллект-карты по планированию опыта педагогической деятельности. В центре листа записываем краткое название темы или одно ключевое слово. В нашем случае это слово - опыт. При составлении карты лучше использовать печатные буквы, так как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем обычный печатный.
Обязательно используем цвет и рисунки!!! Если Вы сомневаетесь, стоит рисовать или нет, то знайте, что зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Наш мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная ассоциация на любое слово. Вот эту первую ассоциацию и нарисуйте. Как правило, потом для восприятия информации с карты Вам даже не нужно будет читать то, что там написано, — достаточно будет пробежаться по рисункам, и у Вас в голове тут же всплывёт необходимая информация.
От центральной темы ведём линии (желательно изогнутые) к углам листа и пишем на них основные понятия или вопросы (одна ветвь = одно слово), которые нам необходимо в дальнейшем раскрыть. Это будут главные ветви, поэтому их толщина должна быть наиболее ярко выражена по сравнению с другими линиями. В рассматриваемой карте мы обозначили главные ветви фиолетовым цветом: цель, задачи, идея, суть, результаты, заключение.
Не бойтесь раскрашивать ветви в разные цвета!У каждого цвета есть свое значение, причём часто это очень индивидуально для каждого человека. Смысл того или иного цвета для отдельного индивидуума зависит от таких факторов, как личные предпочтения, предыдущий опыт, влияние культуры. В разных культурах у одного и того же цвета могут быть совершенно различные обозначения. Например, в России цветом траура считается черный, а в Японии — белый. В зависимости от придаваемого значения цвета можно существенно упростить и ускорить восприятие информации. Для того чтобы понять запрещающий цвет светофора, нужно мгновение. Точно так же Вы можете считывать информацию с карты, если будете понимать значения цветов, которые используются в ней.
Итак, продолжаем… От главных ветвей ведём более тонкие, второстепенные линии (на нашей карте - синего цвета). На каждой линии пишем ключевые слова (возможно словосочетания), которые как ключ, открывающий ящик, являются одновременно и ключом, и описанием содержимого в ящике. Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение. Как Вы уже убедились из практических заданий, информация, поданная в виде ключевых слов, заставляет мозг работать максимально быстро. Когда Вы читаете лишь ключевые слова, у Вас появляется чувство незавершённости, что вызывает множество новых ассоциаций, продолжающих интеллект-карту.
Да, несомненно, в этом есть некая сложность - выразить мысль одним словом. Однако именно в этом и заключается работа метода интеллект-карт. Этот своего рода инструмент требует точного структурирования мышления, но вместе с тем способствует его развитию.
И вот мы уже добавляем зеленые линии, с каждым разом все больше расширяя нашу карту. Следует обратить внимание, что по ходу составления интеллект-карты у Вас могут появиться новые идеи. Для их отображения Вы можете просто дорисовать ветви или занести эти ассоциации в комментарии вокруг объектов карты, которые при бумажном написании удобно делать даже на стикерах. К примеру, на нашей карте дополнительными стали такие слова и словосочетания, как Сущность, Результативность, Фрагмент занятия.
Также будет полезным использование связующих ветвей между понятиями карты (жёлтая пунктирная линия), которые помогут нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создать целостный образ. К примеру, на нашей карте благодаря этой линии мы знаем, наши задачи должны найти свое отражение в результатах.
При создании карты используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не больше 5–7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.
Помимо этого дополняйте карту различными рисунками и символами, заменяя тем самым обычные слова яркими образами.
Иногда Вы будете чувствовать, что необходимо добавить еще, например, две ветки, но никак не будет получаться сформулировать их название. В таком случае рекомендуется проводить ветки и оставлять их пустыми. В этот момент у вас сформируется незавершённое действие, и мозг станет сверхмотивированным, для того чтобы заполнить эти ветви и предложить необходимые идеи.
Читать карту необходимо по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если Вы задаёте другую последовательность, обозначайте очерёдность чтения порядковыми цифрами.
Карты важно сделать запоминающимися! Для этого можно использовать нестандартность (большое делаем маленьким, маленькое большим и т.д.).
И не бойтесь экспериментировать! С практикой у Вас появится собственный неповторимый стиль. Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже оказывается уникальной и неповторимой. Важно, чтобы, в первую очередь, интеллект-карта нравилась Вам самим.
Рассмотрим другие варианты интеллект-карт.
Итак, изучив первый вариант карты, делаем вывод, что с ее помощью можно легко запланировать серьёзные проекты и мероприятия, а также творчески подойти к поиску новых идей для решения сложных задач. Однако, как нам известно, это не все возможности интеллект-карт.
И следующая карта покажет нам, как представить на одном листе весь изучаемый материал по определенной теме или просто создать краткий и понятный конспект. Воспользуемся разделом «Растительный и животный мир» третьего класса по учебному предмету «Человек и мир». И усложнив задачу, рассмотрим создание карты по всей теме. Такой вариант интеллект-карты хорошо подойдёт в качестве закрепления изученного материала.
Для создания такой карты, в первую очередь, выделяем центральный образ темы и изображаем его на доске – Лес. Затем ведём от него главные ветви и переходим к обсуждению с учащимися первичных представлений предложенного понятия. Необходимо сначала дать возможность детям самостоятельно поразмышлять на заданную тему и вспомнить всю пройдённую информацию. Лишь потом можно переходить к непосредственной работе с учебником. Для этого, в первую очередь, просим учащихся определить объем материала и оценить его уровень сложности. Это поможет нам понять, насколько легко или трудно была усвоена пройденная тема. И смогут ли дети самостоятельно выделить основные понятия карты. Затем вместе с учащимися заполняем главные ветви карты, использую наводящие вопросы: Что важно? Что необходимо выделить? Как назвать одним словом? и т.д. На нашей карте в качестве главных ветвей выделены: состав, жители, значение, применение, охрана. Теперь предлагаем детям раскрыть каждое понятие, дополняя карту второстепенными ветвями.
Следующий вариант...
Кроме этого, с помощью интеллект-карты можно с лёгкостью и за достаточно короткий срок выучить любое стихотворение. Мы возьмём стихотворение А.С. Пушкина «Осень»:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Для составления такой карты необходимо строго следовать следующим пунктам:
- определить центральный образ стихотворения - ОСЕНЬ;
- нарисовать главные ветви в количестве, соответствующем строкам стихотворения (в нашем варианте – 8 );
- записать ключевые слова из каждой строки на соответствующей линии (пора, краса, увяданье, леса, в сенях, небеса, морозы, угрозы);
- нарисовать рядом с каждым понятием символы или рисунки, дополняющие ключевые слова;
- прочитать любую строку стихотворения и найти ветвь карты, которая будет ее отражать;
- закрыть учебник и расшифровать по ключевым словам и рисункам каждую линию карты;
- еще пару раз перечислить все ветви карты, читая каждую из их по очереди;
- восстановить весь текст стихотворения и рассказать его, опираясь на карту.
Выполнив все эти пункты, учащийся без особого труда сможет рассказать стихотворение наизусть, даже не используя при своем ответе созданную карту. Главное, чтобы учащиеся самостоятельно писали свои ключевые слова и зарисовывали рисунки, которые приходят им на ум именно в момент прочтения строк стихотворения.
Вывод
Важно перед составлением карты учениками объяснить основные правила их построения. И вводить работу с картой постепенно, сначала с использования готовых вариантов, затем совместная работа по их созданию, и лишь потом самостоятельная деятельность учащихся.
И запомните, мотивированный ребенок всегда сможет вырасти целеустремлённым человеком. А с помощью использования интеллект-карт Вы способны пробудить в своих учащихся интерес к изучению предмета и стимулировать их творческую активность.
Так что нескучных Вам уроков)))
ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ №4
СОЗДАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ПОСРЕДСТВОМ ОБЛАЧНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
Раньше интеллект-карты создавались почти исключительно на бумаге при помощи ручки и цветных фломастеров. Однако ныне информационные технологии позволяют составлять карты с помощью персонального компьютера, достигнув необходимого рубежа в величине используемой оперативной памяти, скорости обработки данных и качестве программного обеспечения. В настоящий момент, однако, компьютерные карты пока не могут соревноваться с традиционными методами их составления, которые обладают такими важными качествами, как подлинная творческая «рукотворность», портативность и непритязательность в отношении инструментария. Вместе с тем областями, в которых компьютер способен в значительной степени помочь человеку, являются:
- автоматическое создание,
- редактирование,
- хранение данных,
- доступ к данным,
- ввод текста,
- организация данных.
Компьютер также способен помочь в создании различных вариаций на тему одной и той же карты.
Итак, проведём сравнительный обзор самых популярных приложений для составления интеллект-карт.
1. XMIND
Xmind - популярное приложение для составления ассоциативных карт. Написан на языке Java, и это означает, что приложение подходит для любой платформы (linux, mac, windows).
При работе с xmind можно выбирать фон для диаграмм связей, а также можно изменять цвета бакраунда и шрифтов у каждой ветки. Кроме этого еще можно выбирать различные темы и шаблоны при составлении mind map.
Еще одна особенность - возможность экспорта в несколько форматов, включая PDF, TXT, HTML, PNG, JPEG и т.д.
XMind поможет привести к логическому порядку наши мысли и выстроить определенную структуру. И самое главное то, что в данной структуре можно вносить любые изменения и дополнения, а также оставлять пометки для себя.
Плюсы XMind:
1. Кроссплатформенный.
2. Бесплатный.
3. Поддерживает множество шаблонов (template). А также можно создавать и свои.
4. Открытый исходный код. Исходные коды xmind можно посмотреть на github.
5. Богатый функционал.
Минусы Xmind:
1. Медленная загрузка.
Видеурок по работе с программой:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=30&v=V9aCj1UMWBw&feature=emb_title
Основные преимущества программы
Программа имеет широкое применение при: составлении планов и структур, написании черновиков статей, конспектировании материалов, для генерации новых идей и многого другого.
Проста в применении и не требует особых знаний и умений.
Множество шаблонов для работы.
Интерактивные карты позволяют расставлять приоритеты, ключевые задачи и способы достижения цели.
Предоставляет возможность вносить комментарии, аудио и видео файлы.
Для скачивания программы перейдите по ссылке: http://all-freeload.net/delovye/1939-xmind.
2. MINDMEISTER
MindMeister создан для коллективного составления интеллект-карт. У сервиса интуитивно-простой интерфейс. В целом складывается ощущение, что это некий Google Docs, только для составления ассоциативных карт.
Плюсы:
1. Можно работать с картами с любых устройств.
2. Не нужно устанавливать никаких программ. Все что вам нужно - браузер.
3. Поддержка истории.
4. Можно обмениваться идеями при составлении интеллект-карт через встроенный чат.
Минусы:
1. Платный. Бесплатная версия предлагает создание не более 3-х карт.
Инструкция по работе с сервисом находится в Дополнительном материале.
Для работы с сервисом воспользуйтесь ссылкой https://www.mindmeister.com/ru.
3. COGGLE
Полностью бесплатный веб-сервис. Интерфейс очень простой и понятный. Но если у вас нет Google аккаунта, то сервисом не сможете пользоваться. По умолчанию это веб приложение само автоматически присваивает цвета для созданных веток. Но изменять цвета все можно, для этого нужно просто кликнуть по ветке.
Плюсы
1. Доступ с любых устройств.
2. Не требуется установка программного обеспечения.
3. Легкая регистрация.
4. Бесплатный.
Минусы
1. Требует Google аккаунт.
Ссылка для перехода на сайт https://coggle.it.
Можете просмотреть видеоролик по созданию карты с помощью данного сервиса. Автор видеоматериала Евгений Попов.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=lnNc7ujZKEY&feature=emb_logo.
4. MINDOMO
Это приложение практически не отличается от аналогичных разработок и обладает платной и бесплатной учетной записью, которые несколько отличаются функционально. Среди особенностей этой программы можно выделить возможность пересылать свои диаграммы связей другим пользователям или выкладывать их на собственный интернет-ресурс. Для работы с приложением перейдите по ссылке: https://www.mindomo.com .
5. WISEMAPPING
Программа WiseMapping является бесплатным онлайн — приложением для создания интеллект-карт, работающим на открытом коде HTML5. Программой можно пользоваться прямо на сайте разработчиков, а можно скачать открытый код программы и установить ее на собственный веб-сервер. Приложение имеет весь набор функций для работы с технологией интеллект-карт.
Для работы с сервисом переходим по ссылке https://app.wisemapping.com/c/login. Если страница сайта не перевилась автоматически на русский язык, Вы можете зайти в Настройки в виде трех горизонтальных линий в правом верхнем углу окна браузера, выбрать строку Дополнительно - Перевести на русский. Конечно, перевод будет не самым лучшим, но достаточно понятным))))
На главной странице сервиса жмем вкладку "Присоединяйтесь сейчас" и заполняем форму. Затем жмем синюю кнопку внизу анкеты. И еще раз вводим свои данные в желтое окно: адрес электронной почты и пароль, которые вы указали при регистрации.
После входа на свою домашнюю страницу нажимаем кнопку New или Новый. В появившееся окно вводим название и описание карты. И теперь мы можем работать с нашей картой.
Вот видеоинструкция по работе с сервисом.
https://www.youtube.com/watch?v=BFwHSq2m69c&feature=emb_logo.
Сразу отмечу, что видео в конце прерывается, однако основную информацию автор видео Вам расскажет за первые 5 минут.
раскрыть » / « свернуть