План-конспект занятия с элементами тренинга и сказкотерапии по формированию толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития
Тема занятия: «Учимся понимать и доверять»
Цель занятия: Формирование благоприятного психологического микроклимата в коллективе, где находятся дети с особенностями психофизического развития, толерантного отношения детей друг к другу
Задачи занятия:
- обучение навыкам совместного выполнения заданий;
- развитие способности доверять окружающим;
- формирование умения правильно воспринимать свои и чужие эмоции;
- информирование о значимости проявляемых эмоций
Оборудование: ватман, маркеры, раздаточный материал (цветочки, вырезанные из цветной бумаги,)
В помещении, где проводится занятие, стулья расставлены по кругу. На доске заранее располагается ватман с рисунком кактуса. Доска закрывается, чтобы участники группы раньше времени не увидели ватман.
Ход занятия:
1. Подготовительный этап.
Упражнение «Комплимент»
Цель: Создание благоприятного эмоционального фона
Ход: В руках у ведущего шарик, он бросает его одному из детей, назвав по имени и сказав комплимент. Поймавший шарик благодарит за комплимент словом «спасибо», затем бросает шарик другому, и так по кругу.
2. Основной этап.
Учащимся предлагается прослушать сказку «Колючка»
На большой солнечной поляне росла одинокая Колючка. Конечно, она росла там не одна: вокруг было много цветов и трав, но Колючке казалось, что на свете она одна-одинешенька, а если кто и растет рядом, то только одни репейники.
Поэтому колючка ни с кем не дружила. Она часто смотрела в синее небо и размышляла: «Вот небо – большое, чистое и светлое, а вот солнце – теплое, ласковое и нежное, но они так далеки от меня, так недосягаемы, а я одинока и привязана к земле».
Она думала так изо дня в день, и все больше ее сердце сжималось от одиночества, и все тверже становились ее иголки.
Упражнение «Войди в круг».
Цель: стимуляция групповой сплоченности, определение модели поведения участников при разрешении конфликтных ситуаций: проявление агрессии и невнимания к другому либо дружелюбие и взаимное уважение.
Участники группы берутся за руки и образуют замкнутый круг. Ведущий дает задание ребятам по одному попытаться войти в этот круг, используя любой способ, на собственное усмотрение. При этом остальные участники могут впустить или не впустить их, основываясь на личных ощущениях. Затем участники меняются ролями. После чего проводится обсуждение способов, которыми пользовались участники: какое поведение было наиболее эффективным, какое поведение располагает к дальнейшему взаимодействию, а какое нет, какое поведение обладает эффектом «бумеранга», какое поведение может помочь в общении и наиболее приятно для другого.
Продолжение сказки.
Но однажды утром Колючка проснулась от чьего-то нежного прикосновения. она посмотрела по сторонам и увидела Солнечный Лучик.
- Привет, -сказал он ей. – Уже середина лета, все цветы цветут, а ты о чем думаешь?
- Что значит – цветут?- удивилась Колючка. – Я об этом ничего не знаю.
- А ты посмотри вокруг и увидишь, улыбнулся Лучик.
Колючка оглянулась и впервые заметила, на какой большой, светлой полянке она растет. Рядом шелестели цветы – яркие и нежные, легкий ветерок ласково касался их и что-то нашептывал, а вокруг летели птицы и пели веселые песни.
- Как же так? – удивилась Колючка. – Здесь такая интересная жизнь, а я ничего не видела, смотрела только в себя и грустила от одиночества. Как глупо!
- Лучик, -воскликнула она. – Помоги мне стать такой же красивой, как эти цветы. Я очень хочу стать красивой!
Упражнение «Слепой и поводырь».
Цель: создание в группе переживания взаимной поддержки, интереса к проблеме взаимной зависимости людей друг от друга, развитие опыта доверия к окружающим.
Группа делится по парам. Один из двоих закрывает глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет ведущим, который должен провести «слепого» по помещению так, чтобы от чувствовал себя спокойно и уверенно. Упражнение выполняется молча, без слов. После чего «поводыри» меняются со «слепыми».
При обсуждении необходимо, чтобы каждый высказал впечатления о том, как он себя чувствовал в разных ролях. Участники отвечают на вопрос: «когда тебе было лучше: когда тебя вели, или когда ты вел?»
Продолжение сказки.
- Но это же просто, - ответил ей Лучик, - доверься миру, открой ему себя, и все получится само собой!
- Как это? – подумала Колючка, но все же выпрямилась, посмотрела по сторонам и улыбнулась.
и вдруг все цветы улыбнулись ей в ответ. Колючка пошевелила корнями и почувствовала, как земля поит ее своими водами, подняла голову и увидела, как ей улыбается солнышко, пошевелила листиками и ощутила ласковое прикосновение ветерка. Птицы спели ей красивую песню, и Колючка расцвела.
- Расцвела! Я расцвела! – воскликнула она. – Спасибо тебе, Солнечный Лучик. Как же здесь хорошо!
И красавица Колючка радостно затрепетала – у нее начиналась Новая Жизнь.
Ведущий подводит участников к выводу, что все люди разные, у каждого свои достоинства и недостатки, проблемы, трудности и хорошие моменты. И очень важно выделять во всем, что с тобой происходит только хорошее, помогать видеть это хорошее другим. И тогда мир вокруг начнет меняться.
Упражнение «Подари улыбку другу».
Цель: Закрепление благоприятного эмоционального фона
Ведущий предлагает участникам подарить свою улыбку. Передает колокольчик следующему от себя участнику и улыбается ему. Дети поворачивают голову, улыбаясь друг другу, передают колокольчик по кругу. таким образом в упражнении задействован каждый ребенок. В результате улыбка возвращается ведущему. При обсуждении заостряется внимание участников на том, что все хорошее, что мы делаем, обязательно к нам возвращается.
3. Заключительный этап.
Участникам группы предлагается составить коллаж «Цветение кактуса».
Цель: обучение навыкам совместного выполнения заданий, рефлексия
Участникам раздаются заранее подготовленные «цветочки», на которых предлагается написать свое мнение о значимости дружбы и друзей, а затем расположить на кактусе.
Обсуждение занятия. Что понравилось, что не понравилось, что нового для себя открыли.
Список использованных источников
1. Стишенок И.В. Сказкотерапия для решения личностных проблем/И.В.Стишенок.-СПб.;Речь, 217. – 141с.
2. Анн Л. В. Психологический тренинг с подростками. – СПБ.: Питер, 2008 г. – 278 с.
раскрыть » / « свернуть