Повышение эффективности образовательного процесса невозможно без создания условий для продуктивной работы учителей, самообразования и совершенствования их педагогического мастерства, организации самостоятельной и творческой деятельности учащихся. Одним из значимых условий является современный учебный кабинет, который сегодня рассматривается как средство выполнения государственного образовательного стандарта и развития учащихся, как ресурс дополнительного образования и внеклассной работы. Учебный кабинет – это учебное помещение учреждения образования, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводятся учебные и факультативные занятия, внеклассные мероприятия, заседания методических формирований.
Оптимальность и целесообразность организации пространства кабинета очень важны. Учебный кабинет создается постепенно, дооборудуется и совершенствуется в течение нескольких лет. Подбор и расстановка ученической мебели, шкафов и другого оборудования в кабинете осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов.
Комфортные условия подразумевают таковые для учащихся, их родителей и педагогов. Рассмотрим условия для учащихся. Комфортные условия тесно пересекаются со здоровьесберегающим подходом к обучению и воспитанию учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми по степени их влияния на здоровье учащихся.
Здоровьесберегающие технологии на уроках технического труда - задача особой важности для преподавателей этих предметов.
Урок – ведущая форма учебной деятельности, оценка его влияния на здоровье обучающихся является наиболее важной. Рациональная организация урока – важная составная часть работы по сохранению здоровья, поэтому при подготовке к уроку необходимо опираться на особенности проведения урока с позиции здоровьесбережения и создавать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся класса.
Большое значение на уроках технического труда имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья обучающихся. Уроки технического труда дают возможность переключения обучающихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную.
Для обеспечения безопасной работы на уроках технического труда необходимо выполнение ряда условий:
- готовность кабинета к безопасной работе;
- исправность оборудования и инструментов;
- дозирование времени труда и отдыха обучающихся на уроке;
- знание и соблюдение правил безопасной работы;
- соблюдение технологических этапов при проектировании и изготовлении изделий.
Рассмотрим подробнее все эти условия.
- Готовность кабинета к безопасной работе.
В кабинете технического труда ученическая мебель, столярные и слесарные верстаки расставляются согласно санитарным требованиям и нормам. Класс проветривается на каждой перемене и перед началом занятий. Световой и температурный режимы также соблюдаются. Регулярно проводится влажная уборка помещения. Соблюдается чистота и порядок в кабинете. Имеется всё необходимое на случай возникновения какой-либо чрезвычайной ситуации: огнетушитель, аптечка.
- Исправность оборудования и инструментов.
Оборудование и инструменты в кабинете технического труда перед началом занятий проверяются учителем технологии. Они должны быть исправными, чтобы обучающиеся не получили травму при их использовании.
- Дозирование времени труда и отдыха обучающихся на уроке.
Проведение физкультминуток и динамических пауз способствует снижению утомляемости обучающихся, их отдыху и является необходимой частью любого урока, особенно когда изучаемая тема сложна для понимания и требует большой умственной и физической работы. Уроки технического труда позволяют сочетать умственный и физический труд обучающихся.
Кроме того, отдых на уроке – это смена видов деятельности. Так, например, на одном занятии обучающиеся могут выполнять эскиз, чертёж или технический рисунок какой-либо детали или изделия, составлять технологические карты, работать с различными инструментами и оборудованием, проверять качество изготовленного изделия, составлять кроссворды, ребусы и так далее.
Учителю технического труда важно также обращать внимание на то, чтобы работа была посильной для обучающегося. По возможности необходимо организовывать групповую работу, в которую можно включать сильных учащихся наряду со слабыми и оценивать не только полученный результат, но и степень усердия учащегося.
- Знание и соблюдение правил безопасной работы.
Обучающиеся во время выполнения работ в кабинете технического труда должны быть в рабочей одежде. Это может быть фартук, халат или рабочий пиджак. Для защиты глаз при некоторых видах работ и при работе на токарном станке обучающиеся должны надевать защитные очки.
В кабинете технического труда организован уголок по технике безопасности. На стене расположены плакаты по правилам безопасности.
Правил безопасной работы достаточно много и запомнить их порой бывает непросто всем обучающимся. Для этой цели можно использовать на уроках следующие приёмы:
1. Правила безопасной работы в стихах
* * *
Не подходи к станку без разрешенья.
Нельзя станок ни трогать, ни включать.
Учитель даст команду на включенье,
Тогда на кнопку можешь нажимать!
* * *
Посторонние предметы
В мастерской держать нельзя,
Или ты об них споткнешься,
Или же - твои друзья.
* * *
Пыль, опилки не сдувай –
Щетку-сметку применяй.
Помни – пыль сдувать нельзя,
Дунешь – попадет в глаза!
* * *
И ножовки, и стамески –
Очень острые “железки”
Как попало не хватай,
Осторожность соблюдай!
2. Приём «покажи как правильно».
Например, дать обучающемуся рубанок и сказать: «Положи рубанок на верстак». А затем добиваться того, чтобы обучающийся положил его правильно, то есть на бок лезвием от себя. Подобным образом поступать и с другими инструментами.
3. Вспоминаем известные пословицы и поговорки.
Например, «Семь раз отмерь - один раз отрежь», «Наука учит только умного», «Не хвались языком, а хвались делом», «Труд всегда даёт, а лень только берёт», «Учить – ум точить», «Сумел ошибиться, сумей и исправиться», «Кончил дело – гуляй смело», «Была бы охота, заладиться любая работа», «Откладывай безделье, но не откладывай дело», «Не игла шьёт, а руки», «В деле не сила нужна, а уменье», «Корень учения горек, а плод его сладок», «Терпенье и труд всё перетрут».
- Соблюдение технологических этапов при проектировании и изготовлении изделий.
При изготовлении различных изделий на уроках технического труда необходимо знать технологию их изготовления и соблюдать все необходимые технологические этапы. Незнание последних может привести либо к браку заготовки, либо к травме обучающегося. Поэтому важно, чтобы каждый обучающийся научился безошибочно следовать этой последовательности при изготовлении изделий.
Безусловно, выполнение технологических этапов обучающимися нельзя оставлять без учительского контроля, даже если учащийся способный. Наблюдать за происходящим можно ненавязчиво со стороны. Это придаст уверенности обучающемуся, но и, в то же время, обезопасит его от возможных негативных последствий, а также сохранит его здоровье.
Таким образом, сохранить и укрепить здоровье обучающихся на уроках технического труда можно только при неукоснительном соблюдении правил безопасной работы. Только при этих условиях обучающийся получает позитивные эмоции и радость от результатов своего труда.
раскрыть » / « свернуть