I Формула успеха
Любые экзамены – стресс. Они требуют от человека мобилизации всех сил, и не только интеллектуальных. Рассчитывать, что пройти это нелегкое испытание удастся шутя, вряд ли стоит. Вопрос в другом: как сделать чтобы затраты труда, времени и нервов использовались с максимальной эффективностью и в конечном счете привели к достижению поставленной цели. Несколько советов учащимся помогут определить собственную формулу успеха.
1.Подготовка физической формы учащихся.
Конечно, экзамены – это, прежде всего, испытание ума и знаний. Но, чтобы выдержать экзаменационный марафон до конца, в первую очередь понадобится хорошая физическая форма. Значит, необходимо так построить свой режим, чтобы расходовать силы экономно, иначе их может не хватить до финиша.
Первое и необходимое условие – высыпаться. Считается, что для полноценного отдыха человеку требуется не меньше 8 часов сна в сутки. Впрочем, этот показатель индивидуален для каждого человека. Несомненно: важно не только «количество сна», но и его качество. Вот что советуют специалисты:
1. Наш сон делится на фазы продолжительного около 1,5 часов. Ощущение «разбитости» часто возникает при пробуждении посередине фразы. Поэтому необходимо, чтобы время отводимое на сон, было кратно 1,5 часам. Иначе говоря, лучше проспать 7,5 часов, чем 8 или даже 8,5. В крайнем случае, можно ограничиться 6 часами сна (1,5 х 4), но, разумеется, в виде исключения. Долго на таком режиме не протянешь.
2. Самый «качественный» сон – до полуночи. Не случайно «жаворонкам», то есть людям, привыкшим рано ложиться и рано вставать, в принципе для сна требуется меньшее количество часов, чем «совам» - тем, кто любит засиживаться допоздна, а утром поднимается с большим трудом. Близкой к идеальной схемой можно считать такую: отбой в 22:30, подъем – 6:00. «Длинным» покажется день и как много можно успеть за него сделать.
3. Нужно избегать высоких подушек. Процессы кровообращения в мозгу протекают лучше, если голова лежит на низкой, почти плоской подушке, следовательно, организм восстанавливает силы быстрее и эффективнее. В случае, если для сна остается совсем мало времени, а выспаться все-таки надо, можно попробовать улечься вовсе без подушки.
4. Комната, где спит школьник, должна быть прохладной и хорошо проветренной. Очень полезна – не только во время экзаменов и других экстремальных ситуаций – привычка в любую погоду спать с открытым окном. Если на улице очень холодно, лучше взять лишнее одеяло. Но воздух в помещении должен быть свежим.
5. Не следует забывать про вечерний душ, который не должен быть ни слишком горячим, ни слишком холодным. Теплая вода смывает не только дневную грязь – она уносит усталость и напряжение, помогает расслабиться.
6. Ни в коем случае не наедаться на ночь, тем более не пить крепкого чая или кофе. Лучший напиток перед отходом ко сну – слабый отвар ромашки или мяты (он продается в виде пакетиков чая, которые остается только заварить кипятком). В отвар можно добавить 1 чайную ложку меда, если, конечно, нет на него аллергии. В принципе никакой особенной диеты во время экзаменационной сессии не требуется. Есть нужно то, к чему привыкли и что нравится. Но все же рекомендовано несколько простых советов:
1. Основа здорового питания «интеллектуала» - белки и витамины. Поэтому в рационе должно быть достаточно блюд из мяса и птицы, рыбы, яиц и творога. «Тяжелые» гарниры из картофеля, риса или макарон лучше заменить свежими салатами из всевозможных овощей: капусты, помидоров, огурцов, сладкого перца. Среди овощей «чемпионами» по содержанию витамина С, который часто называют «витаминами здоровья», являются как раз капуста и перец. Вместо слишком острых приправ и жирного майонеза нужно использовать растительное масло пополам с лимонным соком – это и вкусно, и полезно. И не забывать о фруктах – благо в «горячий» экзаменационный сезон, который приходится на летние месяцы, в свежих фруктах и ягодах недостатка нет.
2. Консервированные фруктовые соки многим приходятся по вкусу, но… полноценным продуктом питания их, к сожалению, считать нельзя, ведь они производятся из порошка и воды. Другое дело – свежеотжатые соки. Это настоящий кладезь витаминов и ценных минеральных веществ. Использовать для приготовления соков нужно не только фрукты (яблоки и апельсины), но и овощи – морковь, капусту, свеклу.
3. Необходимо питаться регулярно. Пропуская час обеда из-за того, что не хочется отрываться от учебников, учащиеся рискуют довести себя до состояния «волчьего голода». Потом трудно будет удержаться от переедания, результатом которого станет сонливость. Лучше есть понемногу, но вовремя.
4. В числе натуральных продуктов, стимулирующих работу мозга и укрепляющих память, специалисты-диетологи называют:
- сырую тертую морковь с растительным маслом;
- ананасовый сок;
- авокадо (по половинке плода ежедневно);
-орехи (100-200 г в день, утром и вечером).
5. От приема лекарственных препаратов (стимуляторов, антидепрессантов) лучше воздержаться – их воздействие на организм не всегда предсказуемо и часто чревато побочными эффектами. Так, в некоторых случаях вместо всплеска энергии они приводят к сонливости и упадку сил.
2. Подготовка к экзамену.
Не менее важно правильно организовать саму подготовку к экзамену. За несколько дней до решающего испытания ликвидировать зияющие пробелы в знаниях, если таковые имеются, не удастся. Значит, речь идет о повторении и приведении в систему того, что в принципе уже знают. Справиться с этой задачей помогут следующие рекомендации:
1. Первым делом нужно позаботиться об устройстве своего рабочего места: убрать со стола все лишнее, приготовить учебники, пособия, тетради, бумагу для записей. Существует гипотеза, по которой особенно благоприятное воздействие на повышение интеллектуальной работоспособности оказывают два цвета – желтый и фиолетовый. Трудно сказать, соответствует ли это действительности, но можно попробовать повесить на стену над рабочим столом какую-нибудь картинку, выдержанную в указанных тонах – хуже, во всяком случае, не будет.
2. Начинать подготовку нужно с «ревизии» имеющихся знаний. Среди прочих способов есть и такой. Взять экзаменационную программу с перечислением тем по конкретному предмету и, вооружившись карандашами разного цвета, внимательно прочитать её. Отмечать одним каким – нибудь цветом, например красным, те вопросы и темы, которые знаешь «на пять»; другим, скажем, синим, - те, по которым сами себе готовы поставить «четверку»; зеленым – «троечные» и зловещим черным – «двоичные» . Нужно быть к себе предельно объективным! Теперь подсчитать количество тем (вопросов) в каждой категории. «Красные» можно сразу вычеркнуть – не тратить на них драгоценное время. Останутся «синие» и «зеленые». Прикинуть сколько рабочих часов есть в распоряжении школьника (в сутках их окажется около 10; больше просиживать над учебниками бессмысленно). Приняв каждый «синий» вопрос за единицу, а каждый «зеленый» - за две, нужно рассчитать сколько времени можно уделить повторению каждого. В дальнейшем следует придерживаться этого графика.
3. Человеческая память устроена таким образом, что часто мы сами не очень точно представляем себе, что помним, а что нет. Это особенно ярко проявляется в период подготовки к устным экзаменам, когда нужно запомнить большие объемы информации. Обычно учащиеся читают учебник, делая по ходу необходимые выписки, после чего переходят к следующей теме. Беда в том, что нельзя наверняка знать, что из прочитанного усвоилось твердо, а что, увы, не задержалось в памяти. Существует другой подход. Внимательно прочитать вопрос (задание) и попытаться ответить на него, представив себе, что находишься уже на экзамене. Не спешить открывать учебник, если окажется, что чего-то не помнишь! Нужно напрячь память, воспользоваться логическими методами рассуждения, аналогиями с близкими темами. В любом случае постараться исчерпать собственный запас по данной теме до дна. И только после этого обратиться к учебнику. Тогда не достающая информация «скользнет» в приготовленную для нее «нишу» и запомнится прочно.
4. Стоит ли делать по ходу повторения записи и конспекты? Стоит, если учащиеся точно знают, что у них хватит времени, чтобы вернуться к ним, скажем, в последний перед экзаменом день. Нужно выписывать лишь самое основное. Короткие заметки должны быть выдержаны в логической последовательности, представляя собой план ответа на вопрос билета.
5. Нельзя сидеть за рабочим столом часами напролет. Необходимо обязательно устраивать себе небольшие «переменки». Скажем, час занятий, 10-15 минут перерыв. Во время этой паузы не стоит включать телевизор или возвращаться к прерванной компьютерной игре – учащиеся сами могут не заметить, как отведенные на отдых 15 минут превратятся в часы. Лучше сделать несколько гимнастических упражнений, можно под музыку, или совершить какой-нибудь мелкий домашний подвиг, например помыть посуду. Раз в день желательно сделать более продолжительный перерыв, на час-полтора: вывести собаку, прогуляться до магазина и т.п. За это время голова немного отдохнет, а острота умственного восприятия восстановится.
7. Во время занятий не отвлекаться на пустяки и не позволять другим людям отвлекать . Обрывающим телефон друзьям, желающим во что бы то ни стало поделиться с последними новостями, вежливо, но твердо говорить, что заняты. В крайнем случае отключить мобильный телефон, а к домашнему подходить только во время перерывов. Стараться создать в себе позитивный настрой, верить в себя.
Известно, что сдача экзаменов, учение – это, прежде всего, эксплуатация памяти.
- Оказывается, память наиболее цепкая и острая между 8 и 12 часами. Затем острота памяти начинает снижаться, а с 17 часов снова начинает расти, и к 19 достигает высокого уровня (если вы к этому времени не сильно устали);
- Лучше всего запоминается то, что интересно, вызывает какие-либо чувства. Пусть эти чувства будут не очень приятные, главное, чтобы не было безразличия. Когда Вы запоминаете учебный материал, старайтесь наполнить, окрасить его чувствами. Если Вы запоминаете устройство какого-либо прибора, задайте себе вопрос: «Для чего он нужен? Приносит ли какую-либо практическую пользу лично мне?» и т.д.
- Хорошо запоминается то, что понятно. Понять информацию – значит, в какой-то мере уже запомнить ее.
- Плохо запоминается совершенно новый материал. Все новое должно быть включено, сцеплено с уже известным материалом или с практикой.
- Все определения сначала хорошо поймите. Многие педагоги любят точные определения. Однако психологи считают, что их нужно переформулировать, переделывать своими словами. Это развивает ум, и такие определения очень хорошо запоминаются.
- Хорошо влияет на запоминание составление схем прочитанного, выписки, а также проговаривание информации про себя и вслух.
Обращайте особое внимание на середину того «куска учебного материала», который вы изучаете. Начало и конец запоминаются лучше – «эффект края». Очень большой материал необходимо делить на небольшие отрывки, группы, объединенные по какому-либо признаку.
раскрыть » / « свернуть