Моделирование учебного занятия по иностранному языку с использованием современных образовательных технологий
В последние годы всё чаще поднимается вопрос об использовании новых современных технологий обучения иностранным языкам. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
В современной педагогической практике применяются различные технологии обучения, с помощью которых резко возрастает интерес обучающихся к предмету, повышается успеваемость, уровень интеллектуальной культуры.
Педагогическая технология - проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.
С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.
Формы и технологии, используемые для обучения иностранному языку, реализуют компетентностный и личностно-деятельностный подходы, которые в свою очередь, способствуют формированию и развитию:
а) поликультурной языковой личности, способной осуществлять продуктивное общение с носителями других культур;
б) способностей обучающихся осуществлять различные виды деятельности, используя иностранный язык;
в) когнитивных способностей обучающихся (это познавательные процессы человека: память, мышление, внимание, воображение, восприятие, направленные на взаимодействие с окружающим миром, другими людьми, получение информации и трансформации ее в знания и опыт);
г) их готовности к саморазвитию и самообразованию, а также способствуют повышению творческого потенциала личности к осуществлению своих профессиональных обязанностей.
Критерии современных образовательных технологий
Прежде чем выбрать технологию, следует обозначить требования, которым она должна соответствовать:
Современные технологии обучения английскому языку должны содержать такие признаки системы, как логичность построения процесса, целостность и взаимосвязь отдельных частей;
Любая технология обязана состоять из научной концепции, которая содержит обоснование достижения образовательных целей с психологической и социально-педагогической стороны;
Технология должна гарантировать результат, который соответствует образовательным стандартам;
Технология должна предусматривать возможность варьироваться в зависимости от комфорта и взаимодействия учащихся с педагогом;
Выбранная технология всегда имеет перспективу дальнейшего развития или преобразования;
Любая технология должна быть понятна, чтобы ее могли применять разные педагоги и студенты в других учебных заведениях.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому учащемуся проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. И наша задача — научиться правильно и эффективно использовать современные информационные технологии в образовательном процессе.
Типы современных образовательных технологий
1. Коммуникативная — предназначена для формирования навыков коммуникативной компетентности. Данные современные технологии на уроках английского языка необходимы учащимся для адаптации к формам и моделям коммуникации в современных культурах.
2. Дифференцированная технология — познание предмета осуществляется с учетом их личных интересов, навыков и сильных сторон. В основе развития потенциала лежит поощрение, а также применение диагностических тестов.
3. Модульная технология — предусматривает, что современный английский урок, а также его содержание (автономные модули, подразделы) интегрируются в один общий курс.
4. Информационно-коммуникативные технологии — предусматривает повышение практической направленности урока, а также увеличение познавательной активности путем повышения интенсивности самостоятельной работы учащихся.
5. Технология применение ПО — является подвидом ИКТ. Такие технологии обучения английскому языку в школе эффективно дополняют процесс обучения перевода текстов.
Данная технология характеризуется применением компьютерных программ, которые интенсифицируют самостоятельную деятельность учеников. Это способствует развитию навыков грамматики, лексики и машинного перевода.
6. Интернет-технологии — открывают различные возможности и доступы для нахождения информации, создания отдельных проектов и исследований.
7. Современные технологии в обучении английскому языку на основе индивидуального обучения — реализует личностно-ориентированный метод обучения, что учитывает интересы и особенности учащихся.
8. Технология тестирования — основывается на контроле усвоения материала учащимися в пределах курса. Данные технологии обучения на уроках английского языка позволяет педагогу определить сильные и слабые стороны учащихся, а также выявить недостатки в своей программе.
Международные экзамены по английскому языку проходят в соответствии с современными технологиями тестирования.
9. Проектная технология — характеризуется созданием модели социального взаимодействия между учащимися. Данная методика способствует формированию межпредметных связей, которые улучшают общую успеваемость обучающихся.
10. Технология, базирующаяся на сотрудничестве — эксплуатирует идею совместного обучения. При этом отдельная роль отводится как личной, так и коллективной ответственности за достижение обозначенных целей.
11. Игровая технология — основывается на раскрытии потенциала и развитии творческого мышления учащихся во время совместного рассмотрения и решения поставленных задач. К примеру, применяя популярную игру «Испорченный телефон», учащиеся развивают навык последовательного или синхронного перевода.
12. Технология развития критического мышления — предназначена для развития в учащемся разносторонней персоны, которая может критически и с вниманием относиться к полученной информации. Данная технология становится крайне актуальной при литературном переводе художественных произведений, стихотворений и т.д.
ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
- Технология интерактивного обучения. Под ней мы понимаем систему способов организации образовательного процесса в форме учебных игр, гарантирующую эффективное познавательное общение, в результате которого практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности. Таким образом, интерактивное творчество учителя и учащегося безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.
Метод «Карусель». Учащиеся делятся на пары, образуют два круга: внешний и внутренний и становятся лицом друг к другу: делают комплимент и начинают общение (беседа по вопросам, монологическое высказывание по конкретной теме, пересказ небольшого текста). После того как они обменялись информацией, учащиеся внешнего круга делают 2 шага вправо и начинают общение с другим собеседником. Учитель не вмешивается в разговор, а наблюдает со стороны. На интерактивных уроках учитель не делает упор на исправление ошибок. Отсутствие боязни ошибиться позволяет учащемуся чувствовать себя комфортно и вступать в коммуникацию.
Практикуется метод «Поменяемся местами» для создания благоприятной атмосферы, установлению коммуникации между учащимися, оперативному их включению в деятельность, при возможности можно немного усложнить его. Местами меняются учащиеся, которые дали утвердительный ответ; если участники отвечают на вопрос отрицательно, то они остаются на своих местах. Для установления коммуникации между учащимися и учителем они должны ответить, почему они не поменялись или почему поменялись местами. При этом повторяется лексика по ситуации урока, временная форма, порядок слов в предложениях, а также формируется навык восприятия речи на слух.
При использовании метода «Дерево решений», класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учащихся. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (большой лист бумаги), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи, не критикуя или исправляя уже имеющиеся на листе. Группа хозяин перерабатывает дополнения, предлагает свое конечное решение по данному вопросу. Дерево решений можно использовать и обсуждая плюсы (одна группа) минусы (вторая группа) какого-то вопроса.
Не нуждающийся в представлении метод «Мозговой штурм» прекрасно стимулирует творческую активность. Участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения проблемы (время обсуждения обычно 1 – 5 минут). Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Прекрасно подходит для обсуждения проблемных вопросов (здоровье, спорт, молодежь, система образования).
Метод «Незаконченное предложение». Учащемуся предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Предложения начинаются весьма неопределенно, поэтому у ребят практически неограниченные возможности закончить его. Они касаются различных жизненных сфер и могут охватывать любые темы.
Метод «Снежный ком». Каждый учащийся добавлял одно предложение к уже начатому рассказу.
Метод «Социологический опрос» предполагает движение учащихся по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий: Узнай, сколько человек в твоем классе любят мятное мороженое? или Кто сегодня одет в розовую футболку? У кого дома письменный стол стоит у окна? Затем рассказывают, что они узнали.
Технология обучения в сотрудничестве – реализует идею взаимного обучения, осуществляя как индивидуальную, так и коллективную ответственность за решение учебных задач. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый учащийся отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе – вот что составляет суть данного подхода.
Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Перечислим их.
1.Группа учащихся формируются учителем до урока, разумеется, с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должны быть сильный, средний и слабый учащийся, девочки и мальчики. Если группа работает слаженно состав можно не менять. Если работа по каким-то причинам не клеится, состав группы можно менять от урока к уроку.
- Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.
- Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание. В ряде случаев это может быть слабый учащийся. Если слабый учащийся в состоянии обстоятельно изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием.
Оценивается работа не одного учащегося, а всей группы; важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся. При этом в ряде случаев можно предоставить ребятам самим оценивать результаты.
Итак, приведем некоторые варианты обучения в сотрудничестве.
1. Обучение в команде. В данном варианте реализации обучения в сотрудничестве уделяется особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, что может быть достигнуто только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими учащимися этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащим изучению. Вариантами этого подхода можно считать: а) индивидуально-групповую и б) командно-игровую работу.
2. Другой вариант организации обучения в сотрудничестве обозначается сокращенно «пила». Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты (логические или смысловые блоки). Такая работа на уроках ИЯ организуется на этапе творческого применения языкового материала. Каждый член группы находит материал по своей подтеме. Затем школьники, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем ребята возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали, товарищей в своей группе. Те, в свою очередь рассказывают о своей части задания. Всё общение ведется на ИЯ. Отчитывается по всей теме каждый учащийся в отдельности и вся команда в целом.
3. Ещё одни вариант обучения в сотрудничестве – учимся вместе. Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Каждой группе дается задание подготовить свою часть. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала в полном объёме. Надо иметь в виду, что вся необходимая лексика по теме усвоена в ходе предыдущей работы на других уроках.
Основные идеи, присущие всем описанным здесь вариантам обучения в сотрудничестве, дают возможность учителю быть ориентированным на каждого учащегося. Это и есть личностно-ориентированный подход в условиях классно-урочной системы, один из возможных способов её реализации.
При использовании обучения в сотрудничестве самое трудное – добиться, чтобы учащиеся в малых группах общались на ИЯ. Но при достаточно настойчивом внимании со стороны учителя это требование выполняется сначала с трудом, а затем постепенно с явным удовольствием.
Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть в том, чтобы учащийся сам захотел приобрести знания. Проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности не менее важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием.
Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Использование их на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор.
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся и повышению познавательной активности.
В рамках ИКТ выделяются 2 вида технологий:
- Технология использования компьютерных программ – позволяет эффективно дополнить процесс обучения языку на всех уровнях. Мультимедийные программы предназначены как для аудиторной, так и самостоятельной работы и направлены на развитие грамматических и лексических навыков.
- Интернет-технологии – предоставляют широкие возможности для поиска информации, разработки международных научных проектов, ведения научных исследований. Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:
• электронную почту;
• телеконференции;
• видеоконференции;
• возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички;
• доступ к информационным ресурсам;
• справочные каталоги;
• поисковые системы;
• разговор в сети.
Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Благодаря компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам учащимся предоставляется уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим анализом и сортировкой. Значительно расширяется и мотивационная основа учебной деятельности. В условиях использования мультимедиа учащиеся получают информацию из газет, телевидения, сами берут интервью и проводят телемосты.
Использование Интернета на занятии не должно представлять собой самоцель. Для того чтобы правильно определить место и роль Интернета в обучении языку, прежде всего необходимо найти для себя четкие ответы на вопросы: для кого, для чего, когда, в каком объёме он должен использоваться.
Особенностью компьютерных технологий является то, что они обеспечивают высокий уровень усвоения материала при минимизации затрат времени; позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных структурированной информацией, обеспечивают более глубокое погружение в материал. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в долговременную память учащихся и увеличить скорость и качество усвоения материала.
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, которое предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей. В практике можно использовать приёмы обучения проблемно – поисковому чтению на иностранном языке. Работа над текстом делится на три этапа: предтекстовый, текстовый, послетекстовый. Большое внимание уделяется предтекстовому этапу, так как именно он приводит в действие систему проблемно-поисковых заданий. Его особенность заключается в том, что учащиеся начинают работу с информацией до чтения текста.
Метод проблемного изложения учебного материала широко используется при объяснении грамматических правил. Учащимся сразу не представляется описание какого-либо грамматического явления, а предлагается алгоритм, пошаговое направление для активизации их мыслительной и самостоятельной деятельности и актуализации опорных знаний. Проблемное обучение предполагает следующие последовательные операции: постановка вопросов преподавателем, анализ грамматического явления учащимися, самостоятельная формулирование ими правила под контролем учителя. А далее предлагается алгоритм распознавания грамматического явления.
Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит учащегося в такую ситуацию, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается учащимся как плод его собственного труда.
Учебная тематическая дискуссия
При обсуждении теоретических и практических проблем обычно используется метод дискуссии для обмена опытом между учащимися, для уточнения и согласований позиций всех участников дискуссии, для выработки единого подхода к анализу определенного явления и др.
Опыт подсказывает, что метод учебных дискуссий улучшает и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умение спорить, доказывать, защищать и отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.
Дискуссия имеет определенную динамику, в которой отчетливо выделяются три этапа: завязка, коллективное обсуждение, подведение итогов.
Деловая игра
Для повышения интереса учащихся к изучению языка, их активности и практической направленности в изучении теоретических проблем используются занятия, проводимые в форме деловой игры. Деловая игра (викторины, имитационные игры-дебаты, ток-шоу, и другие) – это педагогический прием моделирования различных ситуаций, имеющих целью обучение школьников принятию решений.
Деловые игры изменяют привычную обстановку на занятиях, развивают творческие способности, формируют практические навыки и умения необходимые для формирования умений адаптироваться в меняющихся жизненных реалиях, создают условия для самореализации личности.
Метод “круглого стола”
Коллективный обмен мнениями, совместный поиск истины за «круглым столом» признаю одним из эффективных методов обучения на старшем этапе обучения для реализации задач данной концепции. При проведении «круглого стола» планируется мероприятие таким образом, чтобы участвовали все присутствующие. Иначе это будет не круглый стол, а вечер вопросов и ответов. На занятии необходимо создать доверительную, доброжелательную атмосферу.
В рамках изучения темы «Деньги», например, можно провести круглый стол с целью «найти себе спонсора». Группа спонсоров выслушивает доводы нуждающихся в материальной поддержке кандидатов (роли распределены заранее: студент, нуждающийся в стипендии, иммигрант, ищущий средства для изучения языка, мать-одиночка мечтает улучшить быт ребенка и т.д.), задает вопросы, создает ситуацию соперничества и распоряжается материальными средствами. Задача каждого участника доказать, что именно он достоин гранта.
Проектная технология – обеспечивает личностно-ориентированное обучение, это способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.
Всё большую популярность приобретает технология современного проектного обучения. Актуальность проекта заключается в следующем: продуктивный способ сбора, изучения и анализа информации, что способствует формированию информационной культуры учащихся, эффективный путь развития творческого мышления и совершенствования устной речи, опыт публичного выступления. Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли; развивает умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий; создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов.
Например, можно провести конкурс мультимедийных презентаций по теме «Презентация учебного заведения». В презентацию необходимо включить следующие ключевые моменты: информация об учебном заведении, преподавателях, учащихся, инфраструктуре, музыкальное сопровождение.
Проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.
Игровая технология – Игровая деятельность применима не только в младших классах. В любом школьном возрасте использование на уроках игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может заставить учащегося вспомнить пройденное, пополнить свои знания.
Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом, а ее умелое использование на уроках вызывает у учащихся готовность и желание играть и общаться. Игра, как форма организации урока выполняет следующие задачи:
1. Тренирует учащихся в выборе нужного речевого клише.
2. Способствует многократному повторению языковых единиц.
3. Создает психологическую готовность к реальному речевому общению.
Существует несколько классификаций игр, однако необходимо подчеркнуть, что все они условны. Так, одни подразделяют игры на языковые и коммуникативные, другие на игры на взаимодействие и игры на соревнование, третьи выделяют лексические, грамматические, фонетические и орфографические.
В коммуникативных играх предусмотрена работа в парах, группах больших и маленьких и целым классом, при этом участники должны иметь возможность свободно продвигаться по комнате. Основная цель коммуникативных игр состоит не в решении лингвистических задач, а в организации неподготовленной коммуникации.
Технология развития критического мышления – способствует формированию разносторонней личности, способной критически относиться к информации, умению отбирать информацию для решения поставленной задачи.
Данная технология позволяет сильным учащимся развивать свои таланты, учащимся со средними способностями добиться новых положительных результатов, а учащимся с недостаточной мотивацией к обучению побывать в ситуации успеха. Важно заметить, что при использовании технологии развития критического мышления овладение новыми знаниями начинается не со знакомства с известными способами решения определенной задачи или проблемы, а с создания условий, которые формируют потребность получить решение именно этой задачи. Отвечая на личностно значимые вопросы, которые возникают на пути к цели, человек быстрее и глубже может освоить новый материал.
Технология развития критического мышления включает несколько стадий.
Первая стадия – вызов. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащегося знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учащихся к учебной деятельности.
Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет учащемуся получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, проанализировать новую информацию и уже имеющиеся знания.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.
Технология коммуникативного обучения – направлена на формирование коммуникативной компетентности учащихся, которая является базовой, необходимой для адаптации к современным условиям межкультурной коммуникации.
Коммуникативный подход не только моделирует общение, но и направляет на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним. Коммуникативное задание должно предлагать учащимся проблему или вопрос для обсуждения, причем ученики не просто делятся информацией, но и оценивают её. Основным же критерием, позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности, является то, что учащиеся самостоятельно выбирают языковые единицы для оформления своих мыслей.
Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения – предполагает осуществление познавательной деятельности учащихся с учётом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов, поощряя их реализовывать свой творческий потенциал. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Создание и использование диагностических тестов является неотъемлемой частью данной технологии.
Технология модульного обучения – предусматривает деление содержания дисциплины на достаточно автономные разделы (модули), интегрированные в общий курс. Модульное обучение получило свое название от термина "модуль”, означающего "функциональный узел”. Сущность модульного обучения сводится к самостоятельному овладению учащимися определенными умениями и навыками в учебно-познавательной деятельности. Модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения. Оно обеспечивает развитие мотивационной сферы школьников, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, умений самоуправления своей познавательной деятельностью. Модуль создает положительные мотивы к обучению, как правило, благодаря своей занимательности, эмоциональному содержанию, учебному поиску и опоре на жизненный опыт.
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ
Концептуальным основанием данной технологии является теория проблемного обучения, основная идея которого: знания в значительной своей части не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации.
Кейс-технология объединяет теорию и производственную реальность в учебные задачи, которые обсуждаются и решаются преимущественно в небольших группах, причем теория не иллюстрируется примерами, а осваивается в ходе изучения и анализа конкретных ситуаций.
Ключевые элементы
- использование на занятии реальной (или специально смоделированной) производственной ситуации;
- сочетание индивидуальной и групповой работы;
- анализ ситуации, выявление проблем;
- поиск альтернативных решений, выбор решения проблемы;
- сравнение предлагаемого решения с эталоном.
Основным содержанием подготовки педагога к реализации кейс-технологии на занятии является подбор материалов (пакета документов), содержащих описание реальных производственных ситуаций.
Это могут быть: копии технической документации, газетные или журнальные статьи, содержащие реальные факты, фото- или видеодокументы, результаты исследований, отзывы экспертов, личные наблюдения автора кейса и прочее. Также ситуация может быть смоделирована, но в строгом соответствии с существующей реальностью.
Описание кейса, как правило, включает:
- введение, цель которого вызвать интерес к предлагаемому материалу, продемонстрировать практическую ценность и связь с изучаемым материалом;
- основная часть, которая содержит описание проблемной ситуации, необходимые ссылки, соответствующие цитаты, характеристики действующих лиц, представление о внутренних и внешних взаимосвязях и взаимозависимостях;
- заключение, где приводятся обобщения, описывается актуальность и значимость проблемы, акцентируются ограничения, влияющие на возможности разрешения проблемы.
В зависимости от преследуемых в обучении целей используют различные разновидности кейсов:
- Поиск решения. В этом варианте основной задачей является решение проблемы. Обучаемые получают всю необходимую информацию для анализа ситуации, поэтому кейсы составляются обычно очень объемными. С помощью представленных данных нужно решить поставленную задачу.
- Нахождения проблемы. Основная задача в этом случае состоит в том, чтобы обучаемые подавляющее время, предназначенное для работы с кейсом, анализировали ситуацию с помощью предоставленной информации. Акцент ставится на поиске понимании сути проблемы, лишь затем рассматривается решение.
- Оценка решения. В этом варианте кроме описания ситуации (предоставляется в распоряжение вся существенная информация) приводятся принятые решения, которые также анализируются и подвергаются критической оценке. Часто учащимся предлагается разработать собственное решение, тем самым повышается их мотивация при сравнении с альтернативными вариантами решения.
- Поиск информации. Доминирующим является процесс поиска информации, так как кейс заведомо содержит пробелы в описании ситуации. Следовательно, учащимся для анализа ситуации приходится самим добывать недостающую информацию. Для поиска информации педагог должен предоставить в распоряжение учащихся определенный промежуток времени или быть готовым дать эту информацию в ответах на заданные ему вопросы.
Достоинства
- активизация чувств и переживаний в процессе принятия решений;
- повышение учебной мотивации за счет углубления представления о будущей профессиональной деятельности.
- осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций,
- приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений,
- формирование готовности к оценке и принятию решений,
- повышение качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов,
- развитие навыков общения при работе в группе.
Ограничения
- требует опоры на уже имеющиеся у учащихся знания и умения;
- не эффективна в отношении ситуаций, лишенных контрастов и сравнений, лишенных вариативности путей решения проблемы.
MIND MAPS ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Цель каждого учителя - заинтересовать учащихся своим предметом, вызвать желание овладеть им. Потребность учащегося в изучении предмета зависит и от того, какую технологию в обучении использует учитель, т.е. как он учит.
Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на одном из приемов, используемом в технологии развития критического мышления. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши учащиеся часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Я считаю, самым удачным приемом этой технологии, при помощи которого учащиеся должны научиться сами делать открытия, опираясь на ранее приобретенные знания и личный опыт, является технология карта памяти «Mind Map».
Интеллект-карты (в оригинале Mind maps) это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.
Тони Бьюзен (Tony Buzan) - автор и образовательный консультант, родился в 1942 году в Лондоне. Он является сторонником методики «карт ума» и ментальной грамотности. В 1964 году Тони получил двойной диплом с отличием в области психологии, английского языка, математики и общих наук в Университете Британской Колумбии. Т. Бьюзен наиболее известен благодаря своей книги «Научите себя думать», в которой делается акцент на мнемонические системы и методики «карт ума». Тони Бьюзен создал свое собственное программное обеспечение для поддержки создания «карт ума» под названием iMindMap в декабре 2006 года. После создания серий для ВВС в 1970-х годах, многие его идеи были воплощены в пять книг, среди которых «Используйте свою память», «Усовершенствуйте свою память», «Научите себя думать», «Учебник быстрого чтения» и «Книга по «картам ума». В общей сложности Тони является автором и соавтором более 100 книг. Большая часть его преподавательской деятельности в целом делится на: общее понимание широких возможностей и потенциалов мозга и его функций, навыки памяти, навыки чтения, творческий подход, и как функция головного мозга может быть улучшена в пожилом возрасте. Будучи популярным психологическим автором, Тони Бьюзан писал на темы, касающиеся мозга, духовного интеллекта, памяти, креативности и скорости чтения. Он является основателем и президентом «The Brain Foundation» и «Mind Sports Olympiad». Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством карт памяти и устройством человеческого мозга. Сам нейрон мозга выглядит как мини-интеллект-карта.[1]
Карта памяти Mind Map выступает альтернативой традиционным способам обработки и передачи информации (конспектам, кратким записям, схемам и т.п.) Эта альтернатива более продуктивна, так как имеет естественную психологическую основу, а главное превращает ученика в активного создателя собственного знания. Эффективность применения КП заключается в устойчивости знаний учащихся, что подтверждают контрольные мероприятия по предмету, изучение мотивации учащихся и активизации познавательного интереса к изучаемым вопросам.
Психологической основой метода карты памяти является ассоциативное мышление. Сама карта памяти, с точки зрения ее создателей, есть модель работы нашего мозга.
Достаточно воспроизвести в памяти один объект этой информационной карты, и он цепочкой потянет за собой десятки взаимосвязанных фактов, событий, ощущений. Так возникает многомерное ассоциативное мышление, которое позволяет видеть не просто объект окружающего мира сам по себе, а во взаимосвязи с другими объектами.
Это и есть принцип работы карты памяти. Mind Map – мыслительные карты (карты памяти, карты ума, умственные карты или интеллект карты), в переводе с английского языка, были изобретены американским учёным Тони Бьюзеном в 60-70 годах XX века и представлены в его книгах «Супермышление» и «Научите себя думать». Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством карт памяти и устройством человеческого мозга. Сам нейрон мозга выглядит как мини-интеллект-карта.
Карта памяти – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, решения творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся.
Существуют определенные правила создания карт памяти, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “How to Mind Map”, а именно:
1. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Выделению ключевого слова ассоциативной цепи Бьюзен придаёт едва ли не главное значение
2. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
3. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
4. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Это простая технология записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема – в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идет поток идей, их количество не ограничено, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем внизу справа.
Результат работы – индивидуальный продукт одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создает пространство для проявления креативных способностей.
Применение мыслительных карт на уроках английского языка позволяет:
- Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения.
- Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.
- Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
- Осуществлять дифференцированный подход к учащимся.
- Организовывать самостоятельную работу учащихся.
- Организовывать проектную деятельность учащихся.
- Научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений.
- Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности.
Широк диапазон применения карт памяти на уроках английского языка:
1) Работа с фонетическим материалом
2) Работа с лексическим материалом
3) Работа с грамматическим материалом.
4) Работа с текстовым материалом.
5) Обучение устному монологическому высказыванию.
6) Представление результатов проектной деятельности.
7) Подготовка к экзаменам.
8) Проведение дискуссии, дебатов.
Грамматика
Ментальные карты отлично подходят для осознанной работы с грамматикой. Они помогают с одной стороны все разложить по полочкам, с другой – обобщить имеющиеся знания с систему.
- Во-первых, карты стоит использовать при изучении отдельной грамматической темы. Обычно она включается в себя форму и случаи ее употребления. Это особенно справедливо для изучения системы времен, поскольку почти у каждого есть несколько ситуаций использования.
Однажды проработав тему вот таким образом, вы создадите для себя визуальное представление о том, насколько она объемная, а в последствии к ней легко можно будет вернуться и повторить забывшиеся моменты.
Слова
Ментальные карты – замечательная альтернатива традиционной записи слов. Думаю, что если ты любишь порядок в записях, новые слова ты записываешь в 2 или 3 колонки. У менее организованных личностей слова могут копиться на отдельных листах бумаги. А я предлагаю завести альбом или скетчбук! В нем мы будем рисовать карты слов, создавая между ними образные или логические связи.
Сначала про логику
- Самое очевидное применение ментальных карт – это для записи слов одной категории. Т.е. еда, одежда, животные, транспорт и т.д.
- Полезно группировать ключевые фразы на важные для вас темы.
А теперь образы
- Таким образом можно выписывать новые слова при чтении и прослушивании. В центр вы помещаете название источника, а вокруг как лучи солнца располагаете новые слова. Это можно делать по ходу чтения, а потом заглянуть в словарь и узнать перевод.
И, наконец, процесс создания карты можно использовать как способ запомнить необходимый набор слов. Для этого нужно создать между этими (возможно, разрозненными словами) связи, который понятны вам, и это изобразить на карте.
Чтение
Создание ментальных карт при чтении на любом языке способствует
- вдумчивому чтению и анализу
- запоминанию прочитанного
- готовая карта – самый быстрый и удобный способ повторить материал.
Что касается иностранного языка, такой способ работы с текстом пригодится всем, кто использует пересказ и реферирование статей для занятий языком.
Письмо
Написание любых развернутых тестов лучше начинать с мозгового штурма и наброска плана. Именно здесь карты – идеальный инструмент.
Вот типичная схема эссе
- Введение
- Основная часть
- аргумент 1
- обоснование 1
- обоснование 2
- аргумент 2
- обоснование 1
- обоснование
3.Заключение
Все пункты можно обдумать и изобразить на карте.
Технология продуктивного чтения на уроках английского языка
Приём - таблица “ Кто? Что? Когда? Где? Почему?
“5-W” — Method
Возможность использования
- Заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией
Who?
|
What?
|
When?
|
Where?
|
Why?
|
Метод “Знаем /хотим узнать / узнали”
Этот приём применим для чтения или прослушивания лекции. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: “Знаем /хотим узнать /узнали”. Такая же таблица находится и на доске.
- В колонку “Знаем” заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после обсуждения темы).
- В колонку “ Хотим узнать” заносятся спорные идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят узнать по данной теме.
- В колонку “ Узнали” учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.
Example:
We know
|
We want to know
|
Now I know how to
|
СИНКВЕЙН
Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.
Слово “синквейн” происходит от французского, означающего — пять. Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Каждому учащемуся даётся 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн, затем он повернётся к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть данную тему. Этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию.
Правило написания синквейна
- В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
- Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
- Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
- Четвертая строка — фраза из четырех строк, показывающая отношение к теме
- Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Как это делать
Название (обычно существительное) ————————
Описание (обычно прилагательное) ————————
Действия ————————————————————
Чувство (фраза) ————————————————
Повторение сути ————————————————
ПРИЕМ КЛАСТЕРОВ
В переводе с английского слово «кластер» означает «гроздь, пучок, группа».
В методике преподавания кластер — это графическая форма представления учебного материала, которая предполагает выделение основных смысловых единиц (ядер), вызывающих определённые ассоциации, с последующим фиксированием полученных ассоциативных цепочек в виде схемы с обозначением всех связей между ними.
Кластер – один из методических приёмов технологии развития критического мышления, в основе которой лежит теория осмысленного обучения Л. С. Выготского.
Согласно данной технологии важно развить у учащихся ряд определённых умений:
- находить требующуюся информацию в различных источниках;
- критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
- систематизировать информацию по заданным признакам;
- переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
- видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
- находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;
- устанавливать ассоциативные связи между информационными сообщениями;
- уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;
- уметь вычленять главное в информационном сообщении и т.д.
В основе технологии развития критического мышления – три фазы:
- фаза вызова (evocation) – происходит активизация, вовлечение учащихся в процесс; целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы;
- фаза осмысления содержания (realization of meaning) – организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов;
- фаза рефлексии (reflection) – полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы;
Прием кластера может применяться на любой из вышеописанных фаз.
- На этапе вызова учащиеся высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования их познавательной деятельности, мотивации к размышлению.
- На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
- На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, относящиеся к заданной теме. И уже вокруг «спутников» центральной «планеты» могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Схематически технологию составления кластеров можно изобразить следующим образом:
Ключевое слово Смысловые единицы Ассоциации Ассоциативные цепочки
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит зафиксировать иерархические связи между структурными элементами, упрощая процесс систематизации всей информации.
Существует несколько рекомендаций по составлению кластера.
При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц - в процессе анализа вся предложенная информация систематизируется и откорректируется.
Преимущества использования:
- Кластер, созданный руками учащихся, даёт возможность учителю отслеживать понимание учащимися темы.
- Для самих учащихся - это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями.
- Работа с кластером - письменная деятельность. Побуждает писать тех учащихся, кто этого не любит.
- В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.
При изучении темы «Эдинбург» предложить учащимся посмотреть на схему (кластер) и высказать свои предположения о том, что могут означать эти места. Затем учащиеся читают текст и сравнивают свои предположения с информацией в тексте.
You know some information about Scotland and Glasgow. What do you know about Edinburgh? Look at the scheme and express your ideas.
S1 – I think that Princes Street is the most famous street in Edinburgh.
S2 - To my mind Edinburgh is divided into two parts – the old Town and the New Town.
S3 – In my opinion the Cannongate is the name of the museum.
S4 – I think Holyrood House is the house where a famous person lives or lived. etc.
раскрыть » / « свернуть