Материалы из опыта работы библиотеки государственного учреждения образования «Базовая школа №2 г.п.Лиозно»
Книга - это один из источников, развивающий творческий потенциал ребенка, поэтому важно в библиотечных мероприятиях использовать разные формы и методы работы с детьми, для того чтобы вырабатывать у них читательскую компетентность. Проблема формирования читательской компетенции сегодня стоит очень остро. Её необходимо развивать с раннего детства.
Компетенция - это конкретное информационно-деятельностное пространство, последовательно осваиваемое субъектом образования и включающее проблемные задачи, коммуникативные ситуации, фактическую и теоретическую информацию, физические и интеллектуальные умения и навыки.
Компетентность - это личностное качество, характеризующее степень обладания определенной компетенцией, т.е. те знания и опыт собственной деятельности, которые позволяют личности выносить суждения и принимать решения.
Из данных определений выведем свое рабочее определение «читательской компетенции» и «читательской компетентности», а затем разграничим эти понятия. Итак, читательская компетенция - знание законов, правил и норм литературы, позволяющее планировать и осуществлять самостоятельную креативную работу по освоению художественных текстов. Следовательно, читательская компетентность - личностное качество, характеризующееся степенью обладания читательской компетенцией и способностью самостоятельно выносить суждения и принимать решения в результате работы с художественными текстами.
Итак, в ходе образовательного процесса формируется читательская компетентность, которая характеризуется:
- способностью к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне;
- умением вступать в диалоги «читатель - автор» и «читатель - герой»;
- пониманием специфики языка художественного произведения.
Чтение – сложный процесс и самому ребенку не под силу с ним справиться. Вот здесь на помощь приходим мы – учителя, библиотекари, готовые помочь ребёнку не утонуть в огромном мире информации и сложном процессе чтения, а стать пловцом в море информации и научиться направлять потоки разных сведений в нужное русло для решения поставленных задач и проблем.
Цель библиотекаря - не только приобщить учащегося к чтению, но и выработать совокупность понятий, навыков и умений, которыми будущий выпускник сможет оперировать в самостоятельной работе.
Так, в результате систематической и целенаправленной работы уже с 1 класса происходит формирование читательской компетентности
(способность понимать, погружаться в переживания героев, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и использовать их в социальной жизни).
Важно, чтобы на мероприятии, особенно у младших учащихся, присутствовал элемент игры. При таком подходе учащийся вовлекается в процесс сотворчества, включается в разнообразную деятельность, активизирует воображение, учится формировать читательские качества.
Школьная библиотека - это первый опыт приобщения школьника к книге. Экскурсия в библиотеку. Здесь они знакомятся с книжными выставками, правилами для читателей.
Эффективными для решения задачи развития читательской компетенции являются распространенные формы и методы организации библиотечных занятий. На своем примере расскажу, какие формы и методы использую я в своей работе.
Метод творческого чтения (выразительное чтение, чтение произведения наизусть, комментированное чтение, прочтение текста по ролям). Этот метод можно применять и при индивидуальном общении и с классом. Также это громкое чтение и обсуждение прочитанных книг, совместное чтение стихов и т.д.
Библиотечно–библиографические уроки. Они учат детей самостоятельно работать с книгой, находить нужную информацию, тем самым развивают читательскую компетенцию. Примеры уроков:
«Из чего состоит книга» (знакомство со структурой книги) – 1-2 классы
«Книга – твой друг!» 1-3 классы
Твои первые энциклопедии, словари, справочники- 1-4 классы
«Как работать с периодикой» (урок-консультация) для 5-7 классы
«Восьмое чудо света» (интеллектуальная игра по истории создания книги) – 6-7 классы
«Книги, которые должен знать современный человек» (урок-беседа) 8-9 классы
Библиотечные тематические уроки предполагают такие формы и методы как:
Урок - путешествие. Основная задача этого занятия – дать максимальную информацию о том писателе, произведении, историческом периоде, географическом месте в которое отправляемся в путешествие. Вовлекая при этом учащихся, давая им возможность проявить свои читательские способности. Примеры:
«Звёздный час по сказкам Х.К.Андерсена» (литературная игра) – 3-4 классы
«Весёлые герои книг Н.Н.Носова» (литературная игра) – 5-6 классы
«Библиопутешествие в мир профессий» (знакомство с профессиями в игровой форме) – 5-6 классы.
Заочная экскурсия проводится с использованием медиа-ресурсов. Заочная экскурсия возможна в музей того или иного писателя, по историческим местам, достопримечательностям и т.д. Важно, чтобы учащиеся как можно больше участвовали в обсуждениях этой экскурсии, опираясь на свой читательский опыт.
«Памятники литературным героям» (заочная экскурсия) - 3-4
«Библиотеки мира» (для 8-9 классов)
«Праздничный календарь» - это мероприятия связанные с какими-нибудь календарными праздниками и датами.
«Лучше всех на земле - мама» (урок – беседа с презентацией) – 3-4 классы
«Мурлыки: интересные факты о кошках» (к Всемирному Дню кошек) – 1-4 классы
Информационный час: "Курить не модно, модно не курить!"(к международному Дню борьбы с курением) – 8-9 классы
Уроки мужества обязательные. Они формируют у ребят чувство патриотизма, уважение к старшему поколению. Книги с военной тематикой помогают школьникам быть более компетентными в вопросах истории нашей страны. Примеры:
«Строка, оборванная пулей…» 5-6 классы
«Дети войны» (урок памяти о детях войны, с презентацией) -1-4 классы.
«Страницы подвига и мужества», (устный журнал с использованием мультимедиа) -7-9 классы
«День Победы в нашей семье» (круглый стол) 5-9 классы
Для развития читательской компетенции у учащихся также рекомендую использовать следующие приёмы: ведение читательских дневников, использование разноцветных закладок для прочитанных книг.
Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской компетенции нужно объединять усилия учителя и библиотекаря. Использовать педагогический потенциал литературы как предмета в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях школьных библиотек, в работе с семьями учащихся.
Результатами на сегодняшний день считаю следующее:
- положительная динамика активности чтения и посещаемости библиотеки;
- успешное участие читателей в различных конкурсах, викторинах.
Главное, чтобы у ребёнка не пропадал интерес к чтению и задача наша и родителей научить ребёнка любить книгу. Таким образом, для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности.
Воспитание детей через приобщение к книге, чтению считаю своим главным библиотечным делом. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.
17.02.2021
Библиотекарь А.А. Антипенко
разгарнуць » / « згарнуць