Цель:
- Расширить представления родителей о развитии у детей речевой и познавательной активности.
- Познакомить родителей с играми и упражнениями на развитие познавательно и речевой активности детей.
- Дать рекомендации об использовании игр и упражнений по развитию речевой и познавательной активности в домашних условиях.
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка.
Благодаря речи ребенок познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои потребности, выказывает свои чувства и переживания, делится своим впечатлениями о своём отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности.
У учащихся нуждающихся в коррекционной педагогической помощи имеются речевые особенности :
Не всегда могут связно, последовательно, логично излагать свои мысли. Неправильно строят предложения. Затрудняются в последовательном выражении своих мыслей.
Также отмечаются особенности познавательных процессов :
Неустойчивое внимание.Недостаточные: слухоречевая память, словесно – логическое мышление.
Сегодня мы с вами собрались поговорить о развитии речевой и познавательной активности у детей в играх
Речевая активность – потребность ребенка участвовать в беседе, рассуждать, анализировать, делать выводы, рассказывать о событиях, явлениях, пересказывать.
Познавательная активность: желание ребенка узнать что – то новое.
Что делают дети, когда хотят узнать что – то новое? Они задают вопросы,проявляют любопытство, интерес, выражая тем самым любознательность.
К сожалению, у некоторых детей с речевыми нарушениями отмечается несформированность познавательных процессов, что снижает их уровень интеллектуального развития, и в дальнейшем приводит к трудностям усвоения учебных предметов.
.Для более успешного обучения и воспитания детей дошкольного возраста необходимо развивать речевую и познавательную активность.
Как вы думаете, в чём выражается речевая и познавательная активность?
Ответы родителей:
Внимательно слушает собеседника, дополняет ответы, замечает неточности.
Отвечает постоянно
Стремится узнать что – то новое
Прислушивается к указаниям, замечаниям взрослого по поводу содержания и форм речевого высказывания.
Стремится заинтересовать слушателей (говорит спокойно, интонационно, выразительно).
Проявляет любознательность ко всему, что его окружает.
Как проявляется речевая и познавательная активность в повседневной жизни?
Ответы родителей….
Часто вступает в речевой контакт со взрослыми и детьми по собственной инициативе (поддержать разговор).
Проявляет творческую речевую активность, пересказывает сказки, рассказы, любит рассматривать картинки.
Пользуется малыми литературными формами: читает стихи, потешки, загадывает загадки другим детям.
Проявляет любознательность ко всему, что его окружает.
Стремится узнать что – то новое.
Проявляет желание выступать на утренниках, спектаклях.
Сегодня вы познакомитесь с играми и упражнениями, в которые можно поиграть с ребёнком дома
Игра - одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная,
внутренне мотивированная, но в то же время лѐгкая и радостная для ребѐнка
деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения,
обогащению его чувствительного опыта. Игра способствует развитию у детей
произвольного поведения и самостоятельности.
Помочь детям играть, научить их игре, превратить скучное занятие в увлекательную
игру – задача взрослых, родителей. Но для многих родителей эта задача является
неразрешимой: либо они сами не умеют играть, либо забыли, либо просто не
понимают важности игры для ребѐнка.
В игре ребѐнок усваивает нравственные принципы, формируются его представления
о мире. Ребенок стремится познавать и творить, и ему очень необходима в этом
процессе помощь взрослых, в особенности родных и близких.
К сожалению в современном мире дети испытывают дефицит общения с родителями
и сверстниками. Активная игра всѐ чаще заменяется использованием
мультимедийных средств (телефонов, планшетов). Но эту ситуацию необходимо
менять, ведь игра так необходима нашим детям для познания окружающего мира.
Игровые ситуации вызовут к ребенка интерес, если вы играя с ним учитываете его
жизненный опыт. Старайтесь играть с ребенком в игры, которые расширяют его
кругозор, развивают речь. Вносите в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалите,
поддерживайте любую его инициативу.
Вот несколько игр, которые принесут вам радость общения с ребенком.
«Волшебная корзина»
Эта игра развивает воображение, мышление и речь, вызывая яркий эмоциональный
отклик у ребенка.
В корзину положите фрукты и овощи на выбор. Завяжите глаза платком. Ребенок
должен тактильно определить, какой фрукт или овощ он держит в руках. Он может
его покрутить, понюхать и даже попробовать, если затрудняется в ответе.
«Магнит»
Для создания неожиданной, противоречивой ситуации можно использовать игры с
магнитом. Положите на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы
(монетки, скребки, пуговки), а под листком ,бумаги или стулом незаметно для детей
двигайте руку с магнитом. Вместе с детьми выразите крайнее удивление от того, что
пуговки и монетки вдруг стали бегать по бумаге. Дайте детям потрогать движущиеся
предметы и постарайтесь вызвать их любопытство наблюдаемым явлением. Через
некоторое время можно открыть секрет этого «фокуса» и дать малышам попробовать
подвигать предметы сквозь стул.
«Таинственные отпечатки»
Экспериментирование с красками (акварельными или гуашью) также создаѐт
хорошие условия для развития познавательной активности малышей. Смешивая их в
различных сочетаниях, получая новые цвета и их оттенки, дети открывают новые
свойства цвета и новые возможности в экспериментировании с цветом. Правда, для
этих игр нужно специальное оборудование. Помимо красок и кисточек, необходимы
клеѐнчатые фартучки для детей, стаканчики с водой, клеѐнку на стол или на пол и пр.
«Мыльные пузыри»
Одной из традиционных и любимых забав для детей являются игры с мыльными
пузырями. Приготовьте в мыльнице или любой мисочке мыльный раствор и трубочки
(соломки) для ребенка. Покажите им, как можно дуть в трубочку, погружѐнную
другим концом в мыльный раствор и производить при этом обильную пену.
Блестящий и причудливый «мыльный пирог» наверняка понравится детям и они
захотят сделать то же.
Потом покажите, как можно пускать мыльные пузыри, слегка втягивая мыльный
раствор, а потом выдувая его из трубочки. Радуйтесь вместе с детьми разноцветным и
летящим пузырям; пусть они догоняют и ловят их, и убеждаются, что при любом
прикосновении пузыри лопаются. Предоставьте им возможность самостоятельно
попробовать это занятие. Оно очень полезно не только для познавательной
активности, но и для овладения произвольным дыханием. Управлять дыхательными
органами достаточно трудно для малышей. Такие игры в естественной и
увлекательной форме учат их этому.
Поиграйте в игры «наоборот» (твердый – мягкий, холодный - теплый, сухой –
мокрый, день – ночь, высоко – низко и тд), о пространственных понятиях: где
предмет? (на столе, в коробке, над . . ., под . . ., за , , и тд).
Нельзя ограничивать познавательное развитие в виде обычного созерцания, а
полученные от вас впечатления и знания следует закреплять в чтении сказок,
рассказов, песенок, потешек, стихов.
Очень важно, например, при наблюдениях выделять более яркие, характерные
особенности животных (у коровы и козы – рога, - а для чего они? Зачем? У петушка
– гребешок; у зайчика – длинные уши). Ничто в природе не существует раздельно,
просто так. А когда ребенок узнает, он начинает сравнивать, обобщать. А если он
затрудняется, помогайте ему разобраться в окружающем мире: на глазах ребенка
покажите, как надо ухаживать за животными, растениями, покажите пример
бережного отношения к ним: например, растения – они живые, растут, пьют воду,
любят свет, тепло, солнце, дышат. Если вы будете хорошо ухаживать за ними, он
увидит, как вырастают новые листочки, цветы.
На огороде дети видят особенности произрастания овощей (например – морковь
растет в земле, а листики находятся на поверхности грядки). Здесь внимание надо
обратить на цвет, форму, величину овощей, вкусовые качества и обязательно можно
сравнивать и обобщать, загадывать загадки и самим придумывать загадки об овощах
и фруктах, прочесть сказку «Репка» и обыграть ее дома.
Познавательные интересы ребенка начинают формироваться с первых детских
вопросов: почему? Зачем? Что это? Часто эти вопросы надоедают взрослым, и они
начинают отмахиваться, но, чтобы ребенок развивался, необходимо родителям не
только поддерживать, но и стимулировать интересы к новому. Нужно не только
отвечать на вопросы, но и рассказывать новое, придумывать интересные ответы на
вопросы, всегда быть рядом с ребенком и не скупиться на похвалу.
Особое внимание надо обратить на развитие внимания, памяти, мышления,
воображения детей, так как с нарушением интеллекта все психические процессы
развиты слабо. Как это сделать? Конечно же, с помощью специальных,
развивающих игр. Поиграйте с ребенком, и вы увидите, как спокойная, свободная и
веселая обстановка игры помогут в его развитии, а вы будете участвовать в игре на
равных, незаметно обучая его.
Для развития интеллектуальных задач следует развивать мышление ребенка. Для
этого и педагогам, и родителям надо применять основные средства решения этой
задачи – наглядную модель: схемы, чертежи, планы. Применять их можно с 3х
летнего возраста. Например, в игре можно применять вместо градусника – палочку,
а в 5-6 летнем возрасте выступают уже не реальные предметы, а условные
обозначения, полоски различных цветов и размеров (вместо лисы – оранжевый
кружок, вместо волка - серый).
В сказке «Три медведя» Михаил Потапович замещается самым большим
кружком, Настасья Петровна – кружком поменьше, а Мищутка - самым маленьким.
Прочитав любую сказку, вы можете отрицательный персонаж обозначить черным
кружком, а положительный – белым.
Играя с детьми дома, вы можете нарисовать план комнаты, обозначив мебель
геометрическими фигурами, а спрятанную игрушку - кружочком, а чтобы
поддержать интерес к игре, прятать можно любимую игрушку. Постепенно можно
задание усложнять. Выйдя на улицу, можно рисовать план двора, улицы, парка, в
котором вы гуляете.
Кроме сенсорных и интеллектуальных способностей следует развивать еще и
творческие способности, связанные с такими психическими процессами, как
воображение. Здесь следует, чтобы ребенок научился наоборот видеть и выделять в
нереальном предмете – нереальный (в красном кружочке, например, видеть яблочко,
помидор, мяч, цветок и тд).
Еще можно усложнять задание: дорисовать любой предмет, чтобы он мог
увидеть и убедиться, что было, а что можно еще с помощью воображения создать
любой предмет.
Эти творческие задания воспитывают в ребенке эмоциональную сторону жизни
и позволяют видеть за каждым действием его определенный этап развития.
Рекомендации родителям:
1 Чаще водите детей на экскурсии, наблюдайте, обсуждайте.
2 Проводите небольшие эксперименты с предметами дома и на улице.
3 Выслушивайте рассуждения ребѐнка, не перебивая.
4 Не говорите ответа, если ребѐнок ошибается, а только поправляйте его ход мысли в
нужном направлении.
5 Читайте с ребѐнком познавательные книги.
6 Исследуйте различные предметы, например, когда идете по дороге в детский сад.
разгарнуць » / « згарнуць