Объединение по интересам в области технического творчества «Графическое моделирование» как средство формирования нравственно-эстетической культуры подростков
Коробанов Сергей Игоревич
педагог дополнительного образования,
магистр искусствоведения
Государственное учреждение образования «Базовая школа №2 г.п. Лиозно»
sch2@liozno.edu.by
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами технического творчества в области компьютерных технологий. Рассматриваются вопросы содержания образовательной программы соответствующего объединения по интересам, организация образовательного и процесса, формирование творческой активности, расширение нравственно-эстетического кругозора личности подростка.
Техническое творчество – отрасль человеческой жизнедеятельности, имеющая многовековую историю, однако техническое творчество, основанное на информационных компьютерных технологиях, в частности – моделирование и фотография, пришло в сферу образования сравнительно недавно. Искусство моделирования и фотографии в наши дни получило новый толчок в развитии благодаря цифровым технологиям. Цифровые фотокамеры, компьютерные программы редактирования изображений и моделирования применяются все шире, как профессионалами, так и любителями. С появлением относительно недорогих цифровых фотоаппаратов, быстрых компьютеров, мобильных устройств, графических интернет-сервисов и доступных локальных программ для редактирования изображений, каждый может создавать собственный мультимедиа-ресурс, публиковать его на сайтах и порталах, создавать альбомы, т.е. делать то, что было доступно ранее только профессиональным фотографам, режиссерам или скульпторам. С другой стороны, рост технических возможностей не влечет за собой и рост качества. Именно поэтому просторы Интернета заполонили безвкусные видеоролики, режущие глаз видеоигры и надуманные «позиционные» фотографии, не учитывающие психологии восприятия или не имеющие порой элементарного художественного вкуса. На мой взгляд, именно школа и дополнительное образование детей и молодежи способны успешно объединить формирование нравственно-эстетической культуры личности и современные инструменты реализации творческих замыслов.
Широко с техническим творчеством, связанным с компьютерными информационными технологиями, знакомят исключительно старшеклассников, поскольку собственно первичным навыкам работы с компьютером организованно начинают учить с 6 класса, с учебного предмета «Информатика». При этом значительное количество учащихся уже владеют компьютером на начальном уровне, поэтому в состоянии освоить стандартные инструменты компьютерных программ рисования и моделирования. Однако, после начальной ступени образования, учащиеся на 3 года, с 5 по 7 класс, не имеют возможности реализовать свои эстетические вкусы и творческие замыслы, связанные с использованием инструментов современных информационных компьютерных технологий, в формальных рамках дополнительного образования и факультативов. Только в 8 классе появляется факультатив по компьютерному моделированию предметов труда и далее – по работе с мультимедийными ресурсами, по цифровой фотографии. Я считаю, что подобный формальный разрыв в эстетическом развитии современных учащихся не совсем адекватен сложившейся ситуации, и что данный разрыв можно минимизировать с помощью соответствующего объединения по интересам, названного нами «Графическое моделирование».
Таким образом, целью данной статьи является попытка проанализировать возможности занятий объединения по интересам «Графическое моделирование» как способа формирования нравственно-эстетической культуры учащихся II ступени общего среднего образования. Исходя из этого, перед нами стояли задачи по выявлению содержания учебных занятий («какие именно инструменты и технологии необходимо изучить?»), уровня освоения («до какой степени необходимо углубиться в освоение технологии?»), возможности творческой реализации учащихся («как освоенная технология способствует развитию личности?»).
Объединение «Графическое моделирование» относится к художественно-техническому направлению технического профиля базового уровня освоения. Данное название, возможно, не совсем корректно с точки зрения лингвистики, однако здесь графическое моделирование рассматривается как создание виртуальной модели реального мира (на плоскости или в объеме), мира, окрашенного ценностными ориентациями и творческим видением учащихся. Исходя из этого, в программу объединения по интересам включены разделы по фотографии, 3D-моделированию, видеосъемке, по созданию ландшафтов и прочее (полный текст программы можно скачать на нашем сайте sch2.liozno.edu.by в разделе «Методические ресурсы»).
Основной целью соответствующей образовательной программы является эстетическое воспитание, развитие художественного вкуса и творческой активности учащихся средствами современных технических устройств и компьютерных технологий. В качестве задач данного объединения по интересам перед педагогом дополнительного образования становится развитие мотивации учащихся к познанию и творчеству; удовлетворение образовательных потребностей учащихся в сфере технического творчества, информационных технологий; создание условий для формирования пространственного мышления, ценности; воспитание культуры безопасной жизнедеятельности; формирование культуры использования свободного времени учащихся.
Содержание программы
Образовательная программа рассчитана на учащихся 10-12 лет (5-6 класс средней школы). Занятия проводятся в кабинете информатики и на территории учреждения образования. Учебный план программы рассчитан на 70 часов (1 год). Занятия целесообразнее проводить по 1 часу два раза в неделю. Календарно-тематический план может изменяться в зависимости от начального уровня подготовки учащихся в области фотографии, съемки и компьютерного программного обеспечения. Это касается как последовательности изучения тем I-го полугодия, так и выделения учебных часов на ту или иную тему плана (см. таблицу):
Таблица. Учебный план программы «Графическое моделирование»
№
|
Наименование тем
|
Количество часов
|
Всего
|
В том числе
|
теория
|
практика
|
Введение (1 час)
|
-
|
Организация безопасного поведения при работе с компьютерной техникой. Возможности программ графического моделирования
|
1
|
1
|
|
Что такое фотографирование (4 часа)
|
-
|
Элементы фотоаппарата
|
1
|
1
|
|
-
|
План и ракурс в фотографировании
|
3
|
1
|
2
|
Рисуем и дорисовываем на компьютере (13 часов)
|
-
|
Компьютерные программы коррекции фотографий
|
4
|
1
|
3
|
-
|
Стандартные инструменты программ растровой графики
|
2
|
1
|
1
|
-
|
Копирование, перенос и масштабирование изображений
|
2
|
1
|
1
|
-
|
Пиксельная графика
|
3
|
1
|
2
|
-
|
Слой в изображении
|
2
|
|
2
|
Моделируем на компьютере (17 часов)
|
-
|
Моделирование объектов быта
|
2
|
1
|
1
|
-
|
Моделирование архитектурных объектов
|
2
|
|
2
|
-
|
Раскрашивание поверхностей модели
|
2
|
|
2
|
-
|
Графические возможности программ 3D-скульптинга
|
2
|
1
|
1
|
-
|
Создание простейших объектов живой природы в программах 3D-скульптинга
|
2
|
|
2
|
-
|
Текстурирование моделей
|
2
|
1
|
1
|
-
|
Импорт текстур из фотографий
|
1
|
|
1
|
-
|
Создание слайдшоу из фотографий
|
4
|
1
|
3
|
Видеосъемка: безопасное творчество (8 часов)
|
-
|
Сюжет в видеоролике
|
2
|
1
|
1
|
-
|
Элементы видеокамеры
|
2
|
1
|
1
|
-
|
Видеосъемка интерьеров школы
|
2
|
1
|
1
|
-
|
Видеосъемка интерьеров школы при ходьбе
|
2
|
1
|
1
|
Делаем фильм (10 часов)
|
-
|
Стандартные инструменты программ видеомонтажа
|
3
|
1
|
2
|
-
|
Добавление и операции с видеофрагментами в библиотеке
|
3
|
1
|
2
|
-
|
Сборка видеофрагментов
|
2
|
|
2
|
-
|
Обрезка видеофрагментов
|
2
|
1
|
1
|
Моделирование простых ландшафтов (8 часов)
|
-
|
Стандартные инструменты программ моделирования ландшафтов
|
2
|
1
|
1
|
-
|
Создание рельефов ландшафта
|
2
|
|
2
|
-
|
Расстановка объектов природы
|
2
|
|
2
|
-
|
Расстановка объектов «второй природы»
|
2
|
|
2
|
Фотография без фотоаппарата (9 часов)
|
-
|
Видеосъемка с экрана компьютера
|
2
|
1
|
1
|
-
|
Создание снимков экрана компьютера
|
2
|
1
|
1
|
-
|
Создание коллажей
|
3
|
1
|
2
|
-
|
Рамки и масштабирование в MS Office
|
2
|
1
|
1
|
|
Всего
|
70
|
23
|
47
|
В качестве оборудования и материалов используются компьютер, мультимеда-проектор, цифровой фотоаппарат (цифровая камера мобильного телефона), цифровая видеокамера, программы редактирования изображений и моделирования (CyberlinkPowerDirector – потоковое редактирование видео, Fraps – захвата видео с экрана компьютера, FreeMakeVideoConverter – конвертация и сжатие видео, MakerUp – корректировка изображений, PaintNet – растровая графика, PhotoShow – создание слайдовых композиций, Sculptris – пластическое моделирование, SketchUp – моделирование архитектурных сооружений для ресурсов GoogleMaps, World Editor Warcraft III – редактор игровых ландшафтов).
Глубина освоения технологий
Санитарные нормы и психологические особенности данного возрастного периода не дают возможности длительной концентрации работы учащихся с компьютерными технологиями по одной учебной задаче. Поэтому одной из задач моих занятий является не углубленное обучение навыкам владения той или иной технологии, программного средства, а расширение информационного технического кругозора учащихся, осознания возможностей компьютерных технологий в реализации собственных творческих замыслов. Отсюда, я стараюсь ознакомить с целым спектром технологий, а не специализироваться на освоении какой-либо из них. И только если текущий мониторинг эмоционального состояния группы на занятии фиксирует повышенное внимание учащегося к той или иной компьютерной программе, я разрешаю, а после - и помогаю, реализовывать свои замыслы индивидуальным образом, когда подросткам предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, степень сложности задания.
При работе с компьютерными средствами учащиеся II ступени образования испытывают значительные трудности не только в выражении своего творческого замысла, но и в освоении компьютерного инструментария. Здесь помогает дозирование информации по принципу «необходимого минимума»: освоение инструментария ведется маленькими порциями, параллельно с достижением основных целей на занятиях дополнительного образования. В качестве примера можно привести перечень «минимальных задач» из календарно-тематического планирования:
- Ракурс в фотографировании природы: Выбор ракурса при фотографировании отдельных растений, кустов, деревьев. Выбор ракурса при фотографировании нескольких объектов (деревья, газон, школьный огород, здание школы). Выбор расположения камеры (горизонтальный, вертикальный).
- Коррекция фона в MakeUp: Инструмент Ластик. Удаление фона стиранием. Удаление фона заменой. Удаление фона выделением.
- Слой в изображении: Слой как условное понятие при фотографировании. Слой как понятие в программах графического редактирования. Добавление слоя в PaintNet. Рисование на различных слоях. Отключение слоев.
- Моделирование крыльца дома в SketchUp: Использование фигур меню Дуга для создания полукруглых объектов. Моделирование ступенек.
- Создание простейших объектов живой природы в программе 3D-скульптинга Sculptris: Создание головы живого организма с простейшей детализацией (на выбор). Добавление выступающих деталей с помощью инструментов Crease, Pinch (гребень, уши, прическа).
- Видеосъемка интерьеров школы при ходьбе: безопасное поведение: Ходьба с носка на носок. Быстрая ходьба перекатом. Выбор траектории перемещения. Распределение внимания между экраном видоискателя и пути перемещения оператора.
- Расстановка объектов природы (растительность, камни) в WorldEditor: Использование инструментов окна Склоны и рельеф для построения особенностей поверхности. Расстановка природных объектов с помощью окон Окружение, Вода, Деревья и разрушаемые объекты. Выделение объектов по одному и групповое выделение. Удаление объектов. Отмена последнего действия.
Формирование нравственно-эстетической культуры личности подростка
По окончании образовательной программы «Графическое моделирование» учащиеся должны знать основы функционирования цифровых фотокамер и видеокамер, основные понятия и определения, принятые в цифровом моделировании, основные правила создания видеороликов, фотографий и фотоальбомов и основные средства для работы с графической информацией на компьютере. В области практического освоения учащиеся должны уметь фотографировать цифровой камерой, проводить видеосъемку; выполнять элементарную цифровую обработку графических изображений, а также создавать простейшие цифровые модели объектов окружающей среды с помощью компьютерных программ. При этом достижение вышеуказанных результатов не является основной целью образовательной программы. Модернизация и обновление технологий приводит к тому, что сегодняшние навыки и знания стремительно устаревают. То, что усваивается сейчас, завтра, при профессиональном определении подрастающего поколения, возможно, будет отжившим реликтом. Поэтому главной целью данного объединения по интересам является формирование ценностей, а не навыков, эстетического вкуса, а не знаний об интерфейсе той или иной компьютерной программы. Именно поэтому в программе, наряду с практико-ориентированными занятиями есть и темы, направленные на духовное развитие личности. В частности, можно упомянуть такие темы, как «Поворот фотокамеры - как изменяется эмоциональное настроение снимка», «Пиксельная графика и мобильник», «Зачем нужен сюжет в видеоролике», «Как сделать искусственный ландшафт похожим на живой мир» и т.д.
При работе с учащимися я, в первую очередь, акцентирую внимание на эстетическом воспитании, развитии художественного вкуса, стараюсь перевести образовательный процесс на позицию самостоятельной творческой активности учащихся. Чтобы увеличить время для практической деятельности педагогу дополнительного образования следует учитывать, что предполагаемая аудитория – это учащиеся 5 класса, у которых еще не было уроков по информатике. Поэтому все начальные операции, связанные с использованием компьютерных программ (если это не оговорено в плане), проводит именно педагог, а именно – запуск программы, открытие рабочих окон, сохранение творческих работ учащихся. Также, необходимо распределить детей по рабочим местам для того, чтобы копировать проекты учащегося на закрепленный за ним компьютер (если в локальной сети нет выделенного сервера).
Для формирования творческой активности ребенка важным является достижение ситуации успеха, видимого результата на каждом занятии, и поэтому самым верным тоном общения педагога с аудиторией я считаю тон доверия, содружества, сопереживания, радости со стороны взрослого по отношению к успехам ребенка. Также я использую различные способы мотивации учебно-воспитательной деятельности. Например: в силу своих физиологических особенностей ребенок не может длительное время чего–то ждать, например своей очереди или окончания работы других – начинает отвлекаться и нервничать. Учитывая это, я предлагаю ему сделать что-нибудь по своему желанию: составить рассказ/название по фотографии, придумать настроение и точку съемки для фотографии, сделать фотографию одноклассников или мест в школе, «вылепить» фигурку в компьютерной программе и т.д. Интересным способом активизации мыслительной и творческой активности является постановка учащихся в роль контролера, что особенно важно среди подростков, для которых мнение сверстника является более значимым, нежели учителя. В частности, полезно направить более продвинутых в техническом и творческом плане учащихся на помощь одноклассникам, испытывающим затруднения в выборе инструмента или объекта деятельности.
Творческая деятельность, по моему мнению, немыслима в условиях строгой регламентации образовательного процесса. Учитывая возрастные особенности и то, что занятия проходят после уроков, я не запрещаю разговоры подростков во время творческой деятельности, а также передвижения по классу, если в данный момент учащийся ожидает, когда к нему подойдет педагог. Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям в тематическом плане я предусматриваю частую смену видов деятельности. Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.
Учитывая различный уровень творческих способностей подростков, я использую и различные формы подведения итогов реализации программы: наблюдение, организацию и участие в совместной творческой деятельности, защиту творческих проектов, тестирование уровня мотивации и ценностных ориентаций. Виртуальные материалы, изготовленные на занятиях, учащиеся могут использовать при разработке своих творческих проектов. В частности, по итогам прошлого учебного года 3 наших учащихся успешно участвовали в областном дистанционном конкурсе «Юный IT-шник», один - в номинации «Юный художник-дизайнер», а двое использовали собственные дизайны ландшафтов в номинации «Юный программист».
Таким образом, на занятиях дополнительного образования «Графическое моделирование» педагог может успешно реализовывать формирование нравственно-эстетической культуры подростка, культуры использования свободного времени, развитие мотивации учащихся к познанию и творчеству, удовлетворение образовательных потребностей в сфере технического творчества. При освоении компьютерных программ необходимо акцентировать внимание не на освоение специализированных алгоритмов, а на расширение информационного технического кругозора учащихся, осознания возможностей компьютерных технологий в реализации собственных творческих замыслов. Освоение алгоритмов необходимо вести малыми порциями, в первую очередь, ориентируясь на организацию самостоятельной творческой активности учащихся и достижение ситуации успеха на каждом занятии. Для успешного формирования нравственно-эстетической культуры личности учащегося, посещающего объединение по интересам «Графическое моделирование», педагогу важно использовать такие педагогические приемы, как:
- Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
- Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, оценка, взаимооценка и т.д.);
- Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
- Свободного выбора, когда подростку предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, степень сложности задания и т.п.
список использованной литературы
- Графические ресурсы при разработке компьютерных игр -http://gamesisart.ru/game_dev_create.html
- Образовательные ролики по работе с программой Sculptris - http://yandex.by/video/search?fiw=0.0298887&filmId=126oZuIeUXI&text=sculptris%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&path=wizard
- Синтия Л. Барон, Дэниел Пек. Цифровая фотография для начинающих. Пер. с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003 – 256 с.
разгарнуць » / « згарнуць